В 2010-м году в Нальчике вышла большая энциклопедия "Знаменитые люди Кавказа" (автор и составитель А.А. Бетуганов - Прим. ред.). Одна из глав была посвящена Усману Дадаеву. Кто этот человек и почему он удостоился такой чести?
На этот вопрос, пожалуй, можно ответить небольшой выдержкой из этой книги : "Над манежем под куполом натянут тонкий, с палец (12 мм), металлический канат, который можно назвать проволокой. Под звуки национальной мелодии Дадаев в воздухе, едва касаясь каната, лихо отплясывает лезгинку. Потом, с завязанными глазами, прыжками преодолевает по канату расстояние от одной стойки до другой. Не успевает зритель выдохнуть: "Неужели такое возможно?!", как Усман спешит удивить еще более сложным трюком. Апофеозом незабываемого зрелища становится выступление дуэта Дадаевых — отца и дочки. Одиннадцатилетняя красавица Хава чувствует себя в воздухе также уверенно, как и на земле".
В энциклопедии описывается только один из трюков из репертуара Усмана Дадаева, а всего в его коллекции около полусотни различных номеров.
Усман Дадаев - это человек, вся жизнь которого сплошной экстрим. Он эквилибрист, каскадер, трюкач, акробат и цирковой артист наконец. Он делает то, что обычному человеку кажется то ли сумасшествием, то ли самоубийством, то ли бессмысленной погоней за адреналином и славой, то ли нездоровой тягой к браваде и лихачеству. Обычный человек вряд ли сможет понять те мотивы и страсть, которые заставляют человека идти по тонкой, чуть больше сантиметра, проволоке на высоте 130 метров или прыгать в жерло пушки с расстояния равному нескольких этажей.
Но обо всем по порядку...
Безбашенное детство и поиски признания
Американский философ и писатель Ральф Эмерсон как-то подметил: "Каждый человек имеет свое признание. Талант - это знать его". Все детство Усмана Дадаева прошло в поисках этого самого призвания. И эти поиски, по мнению окружающих, имели безрассудный и опасный характер. Каждый день к отцу Усмана прибегали взволнованные соседи: "Ой, беда, беги скорей - твой сорванец опять на телеграфный столб забрался! Вот-вот расшибется насмерть!"
И отец Усмана с похолодевшим сердцем сломя голову мчался спасать безбашенного сына.
- Я рос необычным ребенком - у меня напрочь отсутствовало чувство страха. Я мог запросто гулять по крышам домов, кромкам заборов, взбираться на тополя высотой с многоэтажный дом, проделывал прочие рискованные трюки…
Меня все время тянуло на эти экстремальные поступки, я все время был в поиске чего-то такого, что стало бы делом моей жизни. Просто в силу своего возраста, видимо, не осознавал, чего я хочу и что мне нужно... Взрослые и ровесники удивлялись: «Ты что, ничего не боишься?! У тебя что, вообще страха нет?». У меня действительно напрочь отсутствовало чувство страха. Видимо, это было заложено в моих генах при рождении. За эти «цирковые» проделки мне часто доставалось от родителей: они и ругали меня, и били, и наказывали, но я ничего не мог с собой поделать. Родители всегда внушали: «В один день твои «фокусы» очень плохо закончатся — ты упадешь и разобьешься. Ты что, не понимаешь этого? В лучшем случае, останешься калекой и будешь сидеть в инвалидном кресле, а в худшем- погибнешь!». Их можно было понять. Я ведь был у них единственным ребенком, была еще сестра, но она умерла в младенческом возрасте… Но все уговоры и наказания были бесполезны: меня вновь и вновь тянуло к экстремальным выходкам…- вспоминает Усман.
О своем признании Усман узнал, когда впервые увидел труппу уличных канатоходцев из соседнего региона, приехавших в его родное село Самашки.
- Мне было почти одиннадцать лет, когда летом 1979-го года в наше село приехали с небольшим представлением дагестанские канатоходцы. Их трюки,- стояние на головах, сальто на тросе,— меня поразили. Тогда я понял, как называется моя будущая профессия и в каком направлении необходимо двигаться. Именно в этот момент я четко осознал: «Это мое! Вот наконец-то то, что я искал! Этим я и буду заниматься!». Моя душа горела желанием не просто повторить их трюки, а еще и превзойти их по мастерству и сложности... После представления пошел домой, раздобыл подходящую проволоку, натянул между двух столбов и стал усиленно тренироваться. Отец, увидев эти «тренировки», пришел в ярость: схватил топор, порубил проволоку и наказал прекратить это «сумасбродство». Тогда я пошел на хитрость: дожидался, пока отец уйдет на работу, натягивал проволоку, тренировался, а перед его приходом, снимал трос и прятал его в огороде… - рассказывает эквилибрист.
Переходный возраст и первая слава
Шло время и Усман взрослел. Отец, поняв, что сына не переубедить, махнул на него рукой: «Поступай, как знаешь!». А сын постепенно становился знаменитым. Его начали приглашать на культурные мероприятия в местный сельский клуб, где он стал давать представления. А вскоре о Дадаеве уже заговорили и на республиканском уровне: в их село приехал известный журналист Олег Джургаев и 19 февраля 1986 года в республиканской газете «Грозненский рабочий» появилась его статья "Без балансира". В материале рассказывалось о юном даровании из села Самашки, который ходит по тросу без балансира — специального шеста для поддержания равновесия.
- После выхода статьи мне купили балансир, специальный трос и я стал с усиленной силой тренироваться. Понятно, что это все была «кустарщина» и более взрослые товарищи мне говорили: «Усман, тебе надо поступать в цирковое училище!» Руководство Дома Культуры подготовило ходатайство на имя ректора училища и выдало мне его на руки. Я до сих пор храню, как зеницу ока этот документ. Он датирован 26 июня 1986 года. Вот выдержка из него: "Усман Дадаев является активным участником художественной самодеятельности. Имея природную одаренность канатоходца, демонстрировал 1,5 — 2-часовую программу перед жителями села и района. Хочется также отметить его высокую требовательность, дисциплину и целеустремленность. О способностях и успехах У. Дадаева писала районная и республиканская пресса. Администрация Дома Культуры с. Самашки просит руководство училища обратить внимание на талант нашего активиста и сделать все возможное для принятия его на учебу...» Помимо этого, местные депутаты обратились к руководству Грозненского цирка с просьбой принять меня на обучение. Но дальше этих прошений дело не пошло... Однажды наш класс повезли в Грозный на цирковое представление. Я случайно увидел на одном из кабинетов табличку «Администрация». Я подошел к двери и сделал стойку на руках: «Может выйдет директор, увидит какой я ловкий и пригласит на работу в цирк». Но из кабинета никто так и не вышел. Наверное, директор был на совещании или в отпуске..., - рассказал Усман.
Встреча с легендарным Виситаевым и поступление в училище
Но однажды удача улыбнулась Усману. Он до сих пор благодарен судьбе, за то, что она свела его с легендой мировой эквилибристики - Адамом Виситаевым, в то время работавшим в грозненском цирке (позже Виситаев уедет в Москву, где проживает в настоящее время - прим. ред.).
В 2002-м году Виситаев совершил то, что до него не делал ни один эквилибрист в мире. В Карадахском ущелье на высоте 194(!) метра он прошел по стальному тросу более 50 метров меж двух скал без страховки(!!). Это достижение чуть не стоило Виситаеву жизни, но каким-то чудом он остался жив и был по праву внесен в мировую книгу рекордов Гиннесса за этот трюк. Читатели «Жизни» могут сами прочувствовать всю остроту, накал и драматизм трюка, посмотрев видео из личной коллекции Адама Виситаева.
- Как-то я зашел в Грозненский цирк. Это было в конце 80-х. Увидел на арене тренировку местных эквилибристов. Ко мне подошел высокий, статный мужчина. Мы разговорились, познакомились. Это и был Адам Виситаев. Он предложил мне пройти по репетиционному канату, что я и выполнил. Я же тогда был кустарь-самоучка, не было никакой техники, не владел никакими профессиональными приемами и навыками. Видимо, поэтому Адам мне и сказал: «Задатки у тебя неплохие, но если ты хочешь стать профессионалом высочайшего уровня, то тебе надо поступать в цирковое училище. Любой бриллиант требует огранки. Я помогу тебе!». На первых порах Адам дал мне базовые уроки основ эквилибристики. Потом он подсказал мне: «Вот тебе адрес циркового училища имени М. Н. Румянцева - напиши туда письмо», что я и сделал. Помимо этого я взял из Министерства культуры ЧИАССР ходатайство, тогдашний директор Грозненского цирка дал мне направление и с этим бумагами, в 1989-м году, поехал в Москву поступать... Когда начал сдавать документы в приемную комиссию, то с ужасом узнал, что на 75 мест приехало поступать...около 1000 человек! Поступить при таком конкурсе - все равно, что попасть на Луну! Среди них были даже мастера спорта, многие из которых, кстати, не прошли сито отбора. К моему великому счастью, меня зачислили и я стал студентом физкультурно-акробатического отделения циркового училища. День, когда я увидел свою фамилию в списке зачисленных, стал в моей жизни самым счастливым..., - с улыбкой вспоминает Усман.
Развал СССР и голодные годы
Студенческие годы, пожалуй, у многих обладателей дипломов вызывают самые приятные воспоминания: беззаботная юность, пора первой любви, студенческие вечера и субботники… У Усмана Дадаева сложилось иначе. Его учеба совпала с самыми тяжелыми и смутными временами в истории страны - это была эпоха крушения некогда мощной и великой державы СССР.
- Самые страшные для меня годы были с 1991-го по 1993-й годы. Страна распалась, хаос, нищета, галопом скакала инфляция, деньги превращались в пустые бумажки. Мизерных стипендий, что я получал, мне не хватало даже на еду. Я в прямом смысле голодал. Приезжаю на тренировку, а у меня голова от голода кружится. Много раз на тренировках падал в голодные обмороки. Часто, от безысходности шел на ж/д вокзал в надежде встретить земляков и попросить у них немного денег на пропитание, - вспоминает те страшные годы эквилибрист.
А в 1992-м году в Москве начались съемки российско-французской кинокомедии "Счастье" (одну из ролей, кстати, исполнил известный актер Сергей Юрский). В фильме, по сценарию, было несколько опасных трюков, которые должны были исполнить профессиональные каскадеры. За исполнение этих номеров каскадерам было обещано вознаграждение в 55 тысяч долларов - сумасшедшая по тем временам сумма.
Вот техническое задание на эти трюки :
Трюк № 1.Главный герой фильма (в исполнении дублера-каскадера) должен приземлиться на стальной канат, упасть с него с высоты 8 метров и, сделав в воздухе сальто, ногами вперед рухнуть в жерло бутафорской пушки.
Трюк № 2. Церковь высотой 26 метров, между куполов натянут стальной трос по которому должен пройти главный герой ( в исполнении каскадера). Приходит «поп» (актер), который начинает молиться. В это время каскадер сваливается с крыши церкви.
Трюк №3. Здание Министерства иностранных дел РФ в г. Москве. На высоте 130-140 метров каскадер должен пройти по специальному выступающему швеллеру, на конце которого натянута проволока, ведущая к другому швеллеру на расстоянии 7 метров. Необходимо несколько раз пройтись по проволоке, затем вернуться назад в здание.
Желающих исполнить эти трюки и заработать огромные деньги среди каскадерского сообщества было немало, но, ознакомившись с техническим заданием, трюкачи отказывались: "Мы каскадеры, а не самоубийцы!"
Съемки фильма застопорились, и тут кто-то вспомнил, что в цирковом училище учится безбашенный парень по имени Усман: "А может ему предложим? Если и он откажется, тогда придется переписывать сценарий".
- Когда мне предложили исполнить три этих трюка, то я долго не думал. Согласился сразу, тем более, финансовая безнадега и чувство голода тоже сыграли не последнюю роль. А тут такие немалые деньги предлагают: и на безбедную жизнь хватит, и на черную икру, и на заливную осетрину. Я тогда молодой был, отчаянный, чувство страха отсутствовало напрочь! Это сейчас я понимаю, что мог стать калекой или погибнуть, а тогда все было «по барабану»...Слава Всевышнему, все прошло хорошо, все три трюка я исполнил без сучка и задоринки. Самый опасный трюк был на здании МИДа. Там высота была огромная, сто с лишним метров, а внизу не было воздушной «подушки» для подстраховки. Я взял авиационный трос, он тонкий, прочный, малозаметный, сделал такую кустарную, самодельную страховку. Если бы я сорвался, то травма позвоночника с последующей инвалидностью была бы мне обеспечена, но все обошлось, трюк был выполнен… - поделился трюкач.
Однако, когда дело дошло до оплаты работы, создатели ленты вдруг решили забыть обо всех договоренностях.
- То, что требовалось от меня, я выполнил, чего не скажешь о руководителях картины. Директор фильма начала отходить от договоренностей. С ее стороны начались какие-то финты, уловки и махинации. Обещанные 55 тысяч долларов каким-то странным образом превратились в... 35 тысяч рублей! Контракт со мной был составлен хитроумно, с использованием слов и терминов, которые можно трактовать двояко. И если ты подписал такой договор, то потом, когда тебя вокруг пальца обведут, ты даже в суде ничего не докажешь. Я в ту пору всех этих тонкостей не знал, ведь мы же жили при советской системе, где подобные вещи пресекались жестко и быстро. А при капитализме сосем другие нравы, другая мораль. У них, у этих «воротил», есть специальные шулера- юристы, которые составляют подобные мошеннические контракты, чтобы объегорить нашего брата-циркача или каскадера... После этого случая я понял одну простую истину: когда дело касается денег, то даже самые благообразные с виду дельцы превращаются в обычных пройдох и шулеров! - подытожил Усман.
Предложение из Германии и другие упущенные возможности
Четыре года учебы в цирковом училище пролетели незаметно. Двадцать восьмого мая 1993-го года Усман Дадаев в торжественной обстановке получил из рук ректора диплом об окончании циркового училища. Вместе с ним такие же почетные "корочки" получили еще 74 выпускника того года.
- Когда мы закончили учебу, то в училище, как мухи на мед, слетелись импресарио из цирков Японии, США, Перу, Германии, Австрии, Англии и других стран. Советская цирковая школа ведь считалась одной из лучших в мире. Вот они и хотели заполучить себе виртуозов арены. Всем выпускникам МГУЦЭИ, то есть нам, они делали заманчивые предложения, сулили баснословные деньги и блага. Если условия контракта устраивали выпускника, то «забугорные» дельцы оформляли сделку, помогали с визой и везли новичка за рубеж на работу в цирке. На меня вышел "купец" из Германии - предложил выступать по моей специализации, эквилибристом. Я, держа в памяти тот горький опыт с фильмом «Счастье», очень внимательно изучил контракт. Условия были кабальными: в день пять выступлений, высота каната 50 метров, без страховочного троса. Оплата за весь этот труд и риск была весьма скромной. Я вежливо и деликатно отклонил это предложение. Были и другие предложения: поехать с совместной программой в Австрию, Перу. От обоих предложений я отказался - по своей юношеской наивности мне тогда казалось, что смогу создать свое собственное цирковое шоу. Я был тогда в плену своих иллюзий и смотрел, как говорят, на мир через розовые очки... - поделился трюкач.
Был и еще один случай, когда Усман упустил свой шанс.
- Танцор с мировым именем Махмуд Эсамбаев предлагал мне свою помощь в трудоустройстве. Я с ним познакомился случайно. В наш учебный цирк часто приезжали многие знаменитые артисты. Как-то приехал и Махмуд Эсамбаев. Я подошел, поздоровался, представился. С тех пор он по-отечески следил за мной: приходил на экзамены, давал профессиональные советы, принял участие в постановке номера «Танец на проволоке». Махмуд предлагал мне остаться в Москве. "Я помогу тебе устроиться на отличную работу! Здесь ты сполна сможешь раскрыть свой творческий потенциал!" - говорил он мне много раз. Но я не прислушался к совету этого мудрого, талантливого и великого человека. Каждый раз я почему-то шел наперекор своей судьбе. К тому же, меня всегда тянуло на родину, и я вернулся на Северный Кавказ. Пришел в грозненский цирк, зашел к директору, предложил ему свои идеи, наработки, творческие планы. Но вскоре понял: цирк здесь никому не нужен... - с горечью вспоминает циркач Усман.
Великий Конфуций говорил: "Три вещи никогда не возвращаются: время, слово и возможность". Мудрость великого китайца применима к Усману лишь отчасти. Словами, сказанными понапрасну, Усман никогда не бросался: он по природе человек немногословный и скромный. А вот об упущенном времени и возможностях он жалеет. Свой потенциал он использовал, наверное, лишь наполовину. Хотя, в его судьбе сыграли роль и такие обстоятельства, которые не зависели от него самого...
В 1994-м году, 11 декабря, в Чеченской республике начались боевые действия и Усман Дадаев, спасая свою жизнь, был вынужден покинуть свою родину. Когда гремят пушки - музы молчат.
- Больше десяти лет я прожил в Ингушетии, в небольшом городке Малгобек. В составе творческой труппы местного Дворца культуры колесил по всей республике: давали представления, концерты, участвовали в различных культурно-массовых мероприятиях… Это, конечно, поддерживало мою физическую и рабочую форму, но размах и масштабы, конечно, были для меня маловаты. В душе я понимал, что могу намного больше. Но, увы, я упустил и время, и возможности, и лучшие продуктивные годы, а они, как известно, не возвращаются… Нас, выпускников МГУЦЭИ 1993 года, жизнь разбросала по всему миру : кто-то живет в Северной Америке, кто-то в Южной, кто-то в Казахстане, кто-то в Краснодаре. Судьбы у всех сложились по-разному. Марина Буркацкая, например, моя однокурсница, живет в Майями, часто присылает свои фото на берегу Атлантического океана. После окончания училища она подписала контракт и уехала работать в Канаду. Теперь сменила суровый, холодный канадский климат на мягкий, приморский в Майями. Многие мои однокурсники уже на пенсии, только я по-прежнему в "боевом строю", - делится Усман.
В 55 лет Дадаев много выступает и гастролирует
«Старый конь борозды не портит». В подтверждение этой народной мудрости по просьбе корреспондента "Жизни" Усман Дадаев совершенно спокойно, без особых усилий делает, стоя на одной ноге, вертикальный шпагат. Глядя на эту демонстрацию в отменной физической форме 55-летнего циркача сомневаться не приходится. Его отличная физическая форма - результат каждодневних, изнуряющих тренировок. Иначе нельзя - в любой момент на телефон Усмана может прийти смс-сообщение : "Такого-то числа выезжаем на гастроли в город N. Собирай сумку и реквизит".
Усману Дадаеву есть, что показать зрителям. На сегодняшний день в его творческом багаже около полусотни номеров из разряда эквилибристики. Вот он, с завязанными глазами, со специальным мешком на голове, танцует лезгинку… на тонком канате! А вот на цирковом одноколесном велосипеде катается по проволоке! Следующий номер: дойдя до середины Усман садится на шпагат на тонкий сантиметровый трос...
Во время нашего интервью на телефон Усмана пришло сообщение. Просмотрев его, эквилибрист сказал: "Опять в путь. Надо собирать дорожную сумку. Выезжаем в Тулу - на международный фестиваль циркового искусства..."
Автор: Заур Зауров