Как выглядели воронежские школы 300 лет назад? Какую форму носили ученики и учителя в гимназиях? Где учились Никитин, Кольцов и Платонов? И всегда ли советское образование было бесплатным? Увидеть историю страны в зеркале образования и посидеть за партой в классе середины прошлого века можно в музее, расположенном в стенах Воронежского областного института развития образования.
У истоков образования
Первые школы действовали в Воронежской области ещё до Петра I. Они были мало похожи на современные. Грамотный человек набирал несколько учеников. Об арифметике речи не было, да и писали редко. В основном учились читать. Заучивали буквы, затем слоги. Одолевали Часослов, а вершиной книжной мудрости считался Псалтирь. Такую книгу XVII века в обтянутой кожей деревянной обложке сегодня могут увидеть посетители музея.
В 1703 году в Воронеже открылась первая государственная школа – адмиралтейская. Все школы до 1716 года были профессиональными. Они готовили корабельных мастеров, командные кадры для армии и флота и других специалистов. Но взрослые ученики прежде всего получали там общеобразовательную подготовку.
А первая общеобразовательная школа – цифирная и арифметическая – появилась в Воронеже в 1716 году. Желающих учиться не хватало, поскольку русские люди видели в насаждаемом сверху образовании рабство. За то, что детей не пускали в школу, родителей сажали в тюрьму.
Школьное образование на регулярной основе началось только при Екатерине II.
На рубеже веков
В витринах музея выставлены мундир гимназиста и форменный сюртук преподавателя с университетским значком. Преподаватели гимназий считались государственными служащими и имели не классное руководство, а классные чины.
На 1905 год в Воронежской губернии насчитывалось всего 3 мужских гимназии. К 1914 году – их стало 7. Женских гимназий было больше, но они, как правило, были частными и не давали права поступления в вуз.
Кроме гимназий, среднее образование можно было получить и в реальных училищах. В отличие от классических гимназий, программа в реальных училищах была не гуманитарной, а естественно-научной. Выпускники-реалисты не имели права поступления в университеты, но могли выбрать технический вуз.
Ещё одним средним заведением предреволюционного Воронежа было коммерческое училище. В нём давали знания в объёме реального училища и одновременно готовили к коммерческой деятельности.
В витринах музея можно увидеть подлинные учебники, тетради, перья, школьные учебные приборы того времени. Один из экспонатов – складная линейка, которой наверняка тренировался отпускать товар ученик коммерческого училища. На одной её стороне – русские меры длины: аршин, вершок, сажень. На обороте – привычная нам метрическая система.
Девочки могли учиться в гимназиях, частных пансионах, епархиальных училищах. Так, в музее можно увидеть журнал мод 1890 года с вариантами школьной формы. Рядом с ним – картина 1872 года «Пансионерки. Первая папироса». На ней две ученицы торопливо курят, а третья следит, не идёт ли классная дама.
Среднее образование стоило денег и было доступно не каждому. А вот научиться грамоте можно было бесплатно. Контрастом по сравнению с мундирами кадет и гимназистов выглядит холщовая рубашка и такая же сумка крестьянского мальчика из Бобровского уезда.
Знаменитые воронежцы
Все люди, которые прославили наш край, в своё время сидели за школьной партой. Знакомясь с историей образования, посетители музея знакомятся и с жизнью знаменитых земляков.
На витрине – разворот классного журнала Воронежского уездного училища. В списке учеников 1-го класса под пятым номером значится Алексей Кольцов. Здесь же портрет семинариста Ивана Никитина и фото Андрея Платонова – ученика Воронежского городского училища.
А звон ещё одного экспоната – школьного колокольчика – наверняка слышал Иван Бунин. Колокольчик передал музею известный воронежский писатель Юрий Гончаров. Он исследовал места, связанные с Буниным, и в одной из сельских школ рядом с бунинским хутором Бутырки ему подарили этот колокольчик.
Рассказывает экспозиция музея и о воронежских педагогах. И о тех, кто учил ещё семинаристов и гимназистов, и о тех, кто сеял разумное, доброе, вечное в советских школах. Отдельный зал посвящён русскому педагогу Николаю Бунакову, которого при жизни называли «учителем учителей».
Время перемен
Особенно интересен зал музея, посвящённый самому сложному периоду в истории отечественного образования. Первые годы советской власти были временем бесконечных реформ школы. Господствовало мнение, что общее образование – это буржуазный предрассудок, и главное – подготовить детей к труду. Последствием такой системы стало то, что поток абитуриентов в вузы к началу 30-х годов почти иссяк, и в 1934 году вышло постановление ЦК о структуре начальной и средней школы. Именно тогда была определена привычная нам структура образования.
Школа не была оторвана от жизни, и по экспонатам музея можно учить историю. На одной из фотографий – выпускники сельской школы 1935 года. Сегодня на выпускной бал наряжаются, как на свадьбу. А на фото дети одеты более чем скромно, многие стоят босиком. В предвоенные годы, когда средства тратились прежде всего на оборону, люди жили бедно. А с 1940 по 1956 год образование от 8-го класса и выше было платным.
Есть в этом зале необычный экспонат – знамя пионерской дружины 30-х годов с надписью на обороте «За дело Ленина и Сталина – будь готов!». Один из жителей Таловой на фронте в брошенном немецком блиндаже нашёл это знамя. Воин взял реликвию с собой и носил в вещмешке до самой Победы. А вернувшись домой, подарил Таловскому дому пионеров.
От раздельного обучения до ЕГЭ
В конце войны и в послевоенные годы была проведена масштабная реформа с целью приблизить советское образование к дореволюционному. Вновь ввели золотые и серебряные медали, раздельное обучение, школьную форму, пятибалльную систему оценок и многое другое, что отменили в 20-е годы.
Серебряные школьные медали при Сталине были из полноценного серебра, золотые – покрыты толстым слоем позолоты. Впоследствии от золота и серебра в них осталось лишь название. Медали разных времён можно увидеть и сравнить. Их давали не всем, а выставленные в витринах школьные принадлежности, а также шпаргалки и рогатки были у миллионов советских детей.
Обязательной была и школьная форма. После войны все ребята любили и уважали армию-победительницу. Поэтому школьной формой с ремнём и фуражкой гордились и носили её с удовольствием.
Спортивный значок с надписью «Учитель» – настоящая редкость. После войны наряду с «Динамо», «Торпедо», «Локомотивом» был свой спортивный клуб и у педагогов. Но просуществовал он недолго – спортом учителям заниматься некогда.
Зал, посвящённый советской послевоенной и современной российской школе, завершает стенд, рассказывающий о введении ЕГЭ. Незаметно эта реалия из нововведения превратилась пусть в недавнюю, но историю.
Машина времени
Есть в музее экспозиции, посвящённые подготовке педагогов, профессионально-техническому образованию, интернатам и коррекционным школам. Но самый интересный зал переносит посетителя в прошлое. В нём до мельчайших подробностей воссоздан класс советской начальной школы 60-х годов. Парты и учительский стол, портрет Ленина над чёрной грифельной доской, книги и тетради, отрядный уголок, карты СССР и даже чучело вороны в шкафу за стеклом. Для большего эффекта создатели музея сделали в этом зале открытую проводку, старые розетки, полы со щелями и самодельные багеты на окнах. И надо признаться, эффект удался. В классной комнате кажется, что за окном – блаженное время советского детства.
— Музей — прежде всего образовательный центр. Историю школы мало кто знает. И речь идёт не только о школе как таковой, но и как о панораме жизни, общественно-политической, экономической ситуации. Ведь школа — зеркало всего, что происходит в обществе. Всё преломляется через школу. Но музей служит не только просвещению. Школьное детство — это самое дорогое и прекрасное время в жизни человека. Ты приходишь в школу несмышлёным ребёнком, а выходишь взрослым человеком. Поэтому я говорю — если бы в музей пришел человек, которому 300 лет, — он увидел свои учебники, чернильницы. Пришел тот, кому 40-50 лет, — он тоже увидел всё своё. А вспомнив детство, человек становится добрее, — говорит создатель музея истории развития образования Воронежской области Юрий Пыльнев.
СПРАВКА «TV Губернии»
Музей истории развития образования Воронежской области открыт в 1995 году. Его организатором и первым руководителем стал Заслуженный работник культуры РФ Юрий Пыльнев.
Площадь музея – 500 кв. м, количество экспонатов – свыше 2 тыс. Музей можно посетить бесплатно по предварительной записи. Телефон для справок: 235-20-29.
Рекомендуемый возраст – 12+