Найти тему

Кто такие пацаны 1980-х или как дворовые пацаны превратились в ОПГ?

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

В 1970-1980-х годах Казань и другие города Советского Союза были охвачены сотнями молодежных банд. Эти группировки отличались сложной организацией, жесточайшей дисциплиной и собственным «кодексом чести». В кровавых драках они защищали свою улицу, нападали на территорию врага и совершали дерзкие вылазки в Москву и Ленинград.

Явление, получившее название «Казанский феномен», впервые стало известно в конце 1980-х годов. Вместе с перестройкой пришла свобода слова, которая раскрыла ранее запретные темы. Подростковые группировки на улицах Казани появились гораздо раньше.

Какой была Казань начала 1980-х? На этот вопрос ответил автор "Слово пацана" Роберт Гараев изданию Lenta.ru

Казань — это город-миллионник, столица автономной республики, да еще и не так далеко от столицы государства. Группировки не могли появиться в Москве и Петербурге — как-то было несолидно. А вот в большом, но не главном городе страны их, что называется, проморгали.

Наш регион был обыкновенный, разве что с нефтью. Но нас это тогда никак не касалось — все деньги шли в федеральный бюджет. Мы жили бедно, но, несмотря на это, мое детство было счастливым. Меня воспитывала мама — она была студенткой, отчим у меня появился только в семь лет. Мы с мамой дружили с моими бабушками.

Одна из них у меня была очень творческая, мечтала стать художницей. Эти затеи она сублимировала в меня — и в пять лет отвела в художественный кружок. Я знал, что семья меня любит, и был нежным цветком, неприспособленным к уличной жизни.

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Свой мир и свои понятия

Дворовая шпана существовала везде, и во многих городах она сбивалась в банды. Иногда эти банды были хорошо организованы. Однако в Казани это явление получило совершенно гипертрофированные формы, как описывает журналист Роберт Гараев в своей книге "Слово пацана", по мотивам которой снят одноименный сериал.

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

В столице Татарстана дворовые криминальные шайки объединились, самоорганизовались и превратились в территориальные группировки, известные как "улицы". Это явление впоследствии распространилось и на другие города, включая Альметьевск, Набережные Челны, Чебоксары и Ижевск.
Согласно Гараеву, казанские банды представляли собой небольшие квазигосударства со всеми необходимыми атрибутами.

  • Территория: улицы, которые нужно было защищать;
  • армия: группы дворовых бойцов;
  • внешняя политика: заключение союзов с одними группировками и объявления другим;
  • внутренняя политика: властная иерархия и выборы главарей;
  • налоги: деньги в «общак»;
  • идеология и законы: свод «пацанских» правил, за нарушение которых жестокого карали;
  • полноправные граждане: пацаны;
  • бесправное население: чушпаны (подростки, не входящие в группировки), которых можно и нужно было безнаказанно унижать, грабить и избивать.

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Как попадали в уличную стаю

Если вы хотели стать частью казанской группировки, то просто так на "улицу" прийти было нельзя. Необходимо было пройти особую процедуру социализации, которая была далеко не легкой.
Претенденты должны были ответить на ряд ритуальных вопросов и пройти спаринг с опытными бойцами. Иногда их просто избивали, и они должны были выдержать это испытание. В группировку брали только дерзких и бесстрашных. Тех, кто прошел испытание, называли "пришившимися".

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Казанские группировки имели сложную иерархию, в отличие от простой дворовой шпаны. Они обычно делились на несколько возрастов. Самые младшие были "шелуха" или "скорлупа", своего рода подготовительные курсы. Затем шли "супера", "молодые" и "средние" - боевая сила "улицы". На вершине властной пирамиды стояли "старшие" и "старики" - воля и мозг организации.

Лидеры группировки либо выбирались демократическим путем из "стариков", либо власть захватывал наиболее авторитетный участник.

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Законы и понятия

У каждой банды был свой уникальный кодекс поведения, но все они имели несколько общих правил. Группировщики должны были:
— жить по пацанским понятиям;
— ежедневно собираться на двух-трехчасовые сборы (каждый возраст отдельно);
— защищать свою территорию;
— сдавать деньги в «общак».
Одной из особенностей уличных банд была культура спорта, особенно единоборств. Пацаны должны были быть физически подготовленными и выносливыми. Вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя, не приветствовались. Курение могло негативно сказаться на дыхательной системе, а алкоголь мог привести к потере контроля над поведением и словами. Наркоманов группировщики брезгливо называли «торчками» и считали их опустившимися людьми. Поэтому членам группировки было запрещено:
— курить;
— пить;
— употреблять наркотики.

В основе норм поведения группировщиков лежала уголовная этика со всеми ее правилами и запретами. За их нарушение жестоко карали. Если ловили с сигаретой одного участника, старшие за это избивали весь «возраст». За более серьезные проступки, например, трусость в драке, могли «отшить» — выгнать из группировки. Процедура сопровождалась избиением и публичным унижением. «Отшитый» становился изгоем.

Парни считали себя королями улиц. Тех, кто не принадлежал к их компании, они называли "чушпанами", и с ними можно было делать всё что угодно, без последствий.

В самом низу общественной иерархии находились изгои — своего рода неприкасаемая каста, на которых даже смотреть было позорно нормальному парню.

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Разборки и грабежи

В течение долгих лет улицы вели непрерывные войны, которые стали главной целью их существования. Группировщики сражались за контроль над территорией, известной как "асфальт". Их злейшими врагами были соседние банды.

Лидеры группировок активно занимались внешней политикой. Они заключали союзы с другими бандами и вели совместные войны. Исход многих противостояний зависел от дипломатических умений "стариков".
Сражения были жестокими и безжалостными. В ход шли монтировки, железные шары, камни, ножи. Такие бои часто приводили к жертвам и пострадавшим. Жестокость этих схваток сплачивала банду, побуждая ее членов жаждать мести. Этим умело пользовались авторитеты.
Источником доходов для пацанских группировок были мелкие грабежи и вымогательства у "чушпанов".

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

В конце 1980-х годов группировщики начали совершать дерзкие вылазки в Москву и Ленинград. Там они нападали на неформалов, отбирали у них модные вещи и иногда устраивали драки с подмосковными "люберами", которые были менее организованными по сравнению с казанцами.

Куда делись казанские и другие банды?

В начале своего существования, единственной коммерческой составляющей группировок была сдача денег в общак. С развалом СССР и приходом капиталистических отношений, все изменилось.

С экономической точки зрения, группировщики изначально были высокоорганизованными гопниками, которые разводили на деньги чушпанов и раздевали мажоров. Они не хотели уходить в откровенный криминал, но с появлением частного бизнеса их понятия изменились. В 1992 году лидеры казанских "улиц" собрались и решили прекратить войну за "асфальт" и уйти в "бизнес". Группировки превратились в бригады. Они перестали отжимать мелочь у чушпанов и стали вымогать миллионы у бизнесменов.

Рэкет и другие новомодные криминальные промыслы, включая продажу наркотиков, стали приносить огромные деньги. Гопники превратились в бандитов. Уличные стычки с камнями и палками сменили перестрелки и войны наемных киллеров, в которых в 1990-х годах погибла самая активная и безбашенная часть бывших уличных пацанов. Причем сражения часто шли не между бригадами, а между лидерами одной группировки: свои убивали своих.

В 2000-е годы бригады были практически разгромлены силовиками. Часть авторитетов получила большие сроки, в том числе пожизненные. Те, что поумней и по удачливей, легализовались в законопослушных бизнесменов и общественных деятелей.

Согласно мнению Гараева, группировки существуют и в настоящее время. Но это уже не уличные отморозки с монтировками, а полулегальные предприниматели с силовым прикрытием, которые стараются не "жестить" на улице.

История казанских группировок насчитывает пятьдесят лет, и она все еще не закончилась, хотя сейчас ни жестокости асфальтного периода, ни кровавых экономических разборок 1990-х на улицах города не застать. Группировки больше не монополисты организованного насилия — они вернули эту функцию государству, притихнув и притворившись, что их нет

Цитата из книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»

Понравилась подборка? Тогда подписывайся на канал, а также смотри другие подборки

-9