Росавиация займется оснащением российских аэропортов системами обнаружения и подавления беспилотников. Сейчас в аэропортах в основном стоит военное ПВО. Mashnews разбирался, как лучше защитить аэропорт, сколько это будет стоить и не помешает ли полетам.
Обещание защиты
В 31 аэропорту России поставят системы противодействия БПЛА заявил 12 декабря начальник управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко.
Какими именно аэропортами займется Росавиация - неясно, Мартыненко об этом не сказал. Какие системы будут использовать и сколько они будут стоить – тоже.
«Нужно сразу сказать, что стоимость защиты объекта включает в себя не только стоимость оборудования и монтажных работ, но и комплексное предпроектное обследование объекта, на основании которого разрабатывается модель угроз, модель защиты и проектная документация», - говорит заместитель директора дивизиона по проектам противодействия БПЛА Группы ФТК (входит в Ассоциацию «Аэронекст») Юрий Некрасов.
Минимальная цена российского стационарного комплекса, способного в минимальной степени обеспечить защиту от БПЛА аэропорта, сегодня начинается от 150 млн рублей, поясняет Юрий Некрасов. Стоимость более сложных систем может превышать и 500 млн рублей.
Только ПВО - мало
В сфере защиты от беспилотников у нас, судя по практике, принято решать проблемы исключительно по мере их поступления. Превентивно – никогда. Еще до начала СВО год к году увеличивалось количество полетов беспилотников вблизи аэродромов (на 305% с 2019-го по 2021-й). На один аэропорт приходилось по 5-10 обнаружений дронов в месяц, согласно статистике «Рубеж Инжиниринг».
После того как феврале 2022-го года началась спецоперация, где активно применяются беспилотники, защитой от БПЛА оставались классические системы ПВО. Правда, не всегда они спасали от неожиданного налета дронов противника.
Так, ПВО не справилось с налетом на аэродром в Сольцах Новгородской области (по некоторым версиям, один учебно-тренировочный стратегический бомбардировщик Ту-22М3 был поврежден или уничтожен). Затем был налет на Псков, аэродром совместного базирования (гражданской и военной авиации) Кресты, где сбить БПЛА пытались стрелковым оружием (спойлер: это последнее, что надо делать при приближении беспилотника).
Также были налеты на Москву, из-за чего неоднократно переносились рейсы в крупнейших аэропортах страны – Шереметьево, Домодедово и Внуково. С 3 мая московские аэропорты подвергались атакам беспилотников 25 раз. Однако тут ПВО успешно справлялось.
После одного из таких случаев в Шереметьево поставили систему защиты ЕНОТ-СД. Она пока управляется оператором, но в будущем ее хотят подключить к ИИ. Какие системы стоят в Домодедово и Внуково – неизвестно.
«В случае налета БПЛА, например, на аэропорты московского региона, все самолеты, находящиеся на земле, получают запрет на взлет. Самолеты, идущие в сторону аэропорта, получают команду отклониться от курса и уйти в сторону. Совершающие посадку/взлет самолеты в момент сигнала «тревоги» будут вынуждены так или иначе закончить свои маневры. То есть минимизировать участие гражданских бортов в происходящем стараются изо всех сил, а, следовательно, и для системы защиты они не будут какой-то помехой», - говорят авторы Telegram-канала «Крылья войны».
«Касательно существующих систем, например, ЕНОТ-СД, которую развернули в Шереметьево в ноябре, - продолжают «Крылья войны». - По заверениям разработчиков самой системы и программного обеспечения для нее, она может отличать БПЛА от других объектов в небе, поэтому воздействие средств подавления на воздушные суда исключено, также воздействия на функционирование наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи аэропорта оказано не будет».
Во избежание катастроф в связи с атаками Украины по российской территории, в России закрыты 11 аэропортов в приграничной зоне: Белгороде, Курске, Брянске и т.д. Открыть их, конечно, системы противодействия БПЛА не позволят. Туда долетают не только дроны, но и ракеты. При этом 13 декабря губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что аэропорт Пашковский в Краснодаре может открыться после тестового полета из Внуково (он должен пройти 15 декабря). В Крыму и Липецке на такой шаг пойти не готовы.
Наш ответ их беспилотникам
«Предпочтения сегодня отдаются не конкретному производителю, а системам с необходимым функционалом. Обязательным является решение двух задач: своевременное обнаружение опасных объектов и их эффективная нейтрализация», говорит Юрий Некрасов.
Специфика аэропорта, подчеркивает он, – это строжайшие требования в области электромагнитной совместимости (ЭМС), то есть системы защиты не должны оказывать негативного воздействия на работу оборудования, обеспечивающего функционирование аэропорта.
«В настоящее время систем полностью отвечающих ЭМС аэропорта не существует. Но требуемый комплекс можно собрать из решений различных российских производителей», - поясняет Некрасов.
В России много предприятий, специализирующихся на изготовление средств подавления БПЛА. Сейчас и сами производители беспилотников, знающие возможности своих изделий, делают так называемые антидроны.
НИИ «Вектор» не так давно представила общественности свой «СЕРП-ВС». При сопряжении его с системой мониторинга, способной отличить дрон от птицы и самолета, он может быть эффективен даже на расстоянии в три километра. Как заявляет сам НИИ «Вектор», «целевая аудитория» их продукта, среди прочих, это аэропорты и вокзалы.
Системы мониторинга производит тот же «Вектор». Одна из них - ПАРЛС (полуактивная радиолокационная станция) способна распознавать объекты и выделять из них БПЛА. Она моет давать команду «СЕРПу» на подавление дрона.
«Оснащение аэропорта любой сложной радиоэлектронной системой требует жесточайшего соблюдения требований электромагнитной совместимости с радиоэлектронным оборудованием, обеспечивающим безопасность полетов. От выполнения этих требований напрямую зависят жизни пассажиров. Современные комплексы противодействия БПЛА адаптированы для обнаружения опасных воздушных объектов с определенными характеристиками. Благодаря алгоритмам на основе нейронных сетей, эти системы уверенно выделяют в воздушном пространстве аэропорта все малоразмерные и низкоскоростные объекты. При этом, в процессе обучения нейронной сети (на конкретном объекте), комплекс учится отличать беспилотники от других объектов, например птиц», - сказали в ФТК.
Зона обнаружения в три километра, как у «СЕРПа», - это для аэропортов покрупнее. Есть решения для небольших объектов. Например, «Барьер РИ Купол» от компании «Рубеж Инжиниринг». Он покрывает зону в полтора квадратных километра. Помимо расстояния у него чуть уже диапазон подавления частот.
«Для региональных аэропортов стоимость решений для защиты от БПЛА может быть существенно ниже, так как они имеют меньшую прикрываемую площадь, менее сложную радиоэлектронную обстановку, в следствии меньшей интенсивности полетов», - отмечает Юрий Некрасов.
В идеале охраняемому объекту нужны два технических комплекса (для обнаружения и для подавления).
Для обнаружения БПЛА:
- - многоканальный радиолокационный датчик движения;
- - радиочастотный идентификатор;
- - модуль управления;
- - Дополнительно модуль распознавания видео.
Для подавления БПЛА:
- - модуль-источник для прерывания коммуникации оператора и беспилотника:
- - модуль управления;
- - устройства для передачи видеоданных;
- - модуль навигации.
«Одной системой обойтись крайне сложно. Идеальных систем не бывает, как показывает практика, поэтому безопасность аэропортов должны обеспечивать сразу несколько систем и подходов к обеспечению такой безопасности. ПВО в их числе. Не прямо под забором условного аэропорта, а по определенному периметру или радиусу далеко за территорией. ПВО – это обоюдоострый клинок с человеческим фактором, который может грозить гражданским самолетам и инфраструктуре условной воздушной гавани. Здесь главное – грамотное расположение разных систем и оперативный обмен данными и актуальной обстановки», - пишут «Крылья войны».
На практике проверять не хотелось бы
Рассуждая, почему так долго собирались защитить аэропорты, эксперты кивают на бюрократию.
«Умная мысля приходит опосля — есть такая поговорка, которая максимально отвечает на любой вопрос относительно «где они были до…». На самом деле, при постоянной мирной жизни, так или иначе вырабатывается иммунитет к негативу, и финансы на безопасность выделяются не в тех объемах, в которых могло бы понадобиться. Но в нашей стране всегда так – сначала что-то происходит, потом от повторения произошедшего пытаются обезопаситься. Радует, что решение об установке таких систем принято и будет реализовано. У нас бюрократическое государство с огромным количеством чиновников разных калибров, у нас разрыв отношений с технологически развитыми «западными» компаниями и режим санкционного давления с их же стороны. Поэтому срок в чуть более полутора лет от «новых времен» (без учета прошлых лет) не такой уж и долгий», - отмечают «Крылья войны».
Эти системы внедрять обязательно нужно, считают «Крылья», они помогут укрепить безопасность аэропортов. И в дальнейшем, после окончания СВО, лишними не будут.
Однако полной безопасности все равно не будет, пока идут боевые действия в Украине.
«Лучший способ защитить аэропорты России от налетов дронов ВСУ – это одержать победу в СВО или создать «санитарную зону» хотя бы для «старой» границы России с Украиной. Но первое, конечно, более действенный способ, - говорят авторы.
Олег Дилимбетов