10. «Дорога Декабристов»
Одним из любопытных достопримечательных объектов ближайшей округи города является дорога, которая ведет от Прочного Окопа мимо бывшей крепостной слободки поселка Фортштадт, через правобережный пригород Армавира Старую Станицу к мосту через Кубань. Эта дорога, спускавшаяся к правому берегу реки по крутому склону Ставропольского плато, появилась еще в незапамятные времена. Она вела к кубанским бродам, откуда продолжалась в верховья Урупа и в долину Лабы. Обитавшие на Прикубанской равнине тюркоязычные ногайцы называли эту тропу Сары джол, то есть «Желтая дорога». Она действительно имеет желтый цвет от пыли и глинистого грунта.
Фото 1. Ставропольское плато и «дорога декабристов» у Армавира в 1911 г.
В период Кавказской войны по рассматриваемой дороге подразделения российской армии и казачьи отряды направлялись в экспедиции на левый берег Кубани и в отдаленные горные районы. По словам армавирского старожила и краеведа Бориса Львовича Выродова, работавшего в местном музее еще в дореволюционное время, тропу на склонах Ставропольского плато справедливо называть «дорогой декабристов». Служившие в крепости Прочный Окоп многочисленные участники восстания на Сенатской площади отправлялись по этому спуску на строительство Лабинской (Новой) линии.
Начальник Кубанской линии генерал-майор Григорий Христофорович Засс отмечал, что в апреле и мае 1840 г. под его руководством были проделаны большие работы по расширению, выравниванию и осушению спуска от крепости к берегу Кубани, через которую в ноябре предыдущего года был построен первый деревянный мост.
Рис. 1. «Дорога декабристов» и другие исторические места на схеме, составленной Б.Л. Выродовым.
В составленном Г.Х. Зассом описании этого сооружения говорится, что «он основан на пяти высоких деревянных срубах нагруженных камнем. Прочность оного была соблюдена со всею возможностью под личным моим надзором. Длина его 45 саженей ширина около 3-х саженей. До сего времени он неподвижен против стремительного напора горных вод, и при проходе артиллерии и войск со всеми их тяжестями. Все вообще издержки на устройство его стоют казне 4869 рублей». На левом берегу Кубани у съезда с моста, на территории современной городской рощи, появилось небольшое мостовое укрепление (тет-де-пон). Отсюда военно-экспедиционная дорога подходила к подъему на первую надпойменную террасу (у начала современной улицы Чичерина). В дальнейшем деревянный мост через Кубань периодически разрушался мощными разливами реки.
Фото 2. Дорога от Старой Станицы к Фортштадту на спутниковом снимке.
На дороге, ведущей к мосту от крепости Прочный Окоп, под личным руководством Г.Х. Засса засыпались ямы и устраивались канавы для отвода родниковой воды. В результате здесь стало возможно движение войск, артиллерии и обозов. Любопытно, что по инициативе российского генерала вдоль всего пути, начиная от Прочного Окопа до Новогеоргиевского укрепления на левом берегу реки Уруп, были расставлены верстовые столбы, окрашенные по установленному образцу. 3 мая 1840 г. именно по этой дороге выдвинулся за Кубань для строительства укреплений Новой линии специально созданный Лабинский отряд, в составе которого служили многие декабристы. Таким образом, «дорога декабристов» сыграла значимую историческую роль в покорении и колонизации обширного района в Закубанье, в результате чего здесь был основан целый рад новых военных форпостов и населенных пунктов, таких как станицы Урупская (ныне Советская), Чамлыкская, Вознесенская, Лабинская (ныне одноименный город) и др.
Фото 3. Вид с «дороги декабристов» на реку Кубань и Армавир.
Лучше познакомиться с этим крутым живописным спуском по склону Ставропольского плато помогают цитаты из произведений современников описываемых событий. Например, служивший в 1840-х гг. в крепости Прочный Окоп и неоднократно проезжавший здесь декабрист Александр Петрович Беляев оставил в своих воспоминаниях следующее свидетельство: «Получив приказание отправляться в отряд, где ожидали движения, мы, возвратившись на квартиру в станицу и приготовив все к походу, сели на коней и отправились сперва в крепость, чтобы захватить Вегелина, который тоже отправлялся в отряд; М. А. Назимов уехал еще раньше.
У Вегелина был слуга из России, молодой малый, а нам генерал дал донского казака; мы уложили все наши вещи в телегу и направились к Кубани. Крепость была расположена на высокой горе, и дорога вниз к реке была высечена в скале, имея с одной стороны отвесную стену, а с другой крутой скат, поросший луговою зеленою травой.
Мы с Вегелиным ехали верхом, а брат присел сзади на повозку, но потом сошел, и только что слез с повозки, как лошадь в возу как-то оступилась, телега попала на край кручи и в тот же момент опрокинулась; лошадь, кучер, воз – все это полетело вниз. Мы, конечно, были уверены, что и лошадь и человек были убиты, так как воз, по крайней мере, пять или шесть раз перевертывался, пока долетел до низу; и что же?! Оказалось, что воз даже не развязался, так крепко он был увязан, лошадь осталась невредимой, человек тоже, только на несколько минут, как будто, потерял сознание от страшного кружения.
Гора эта составляла берег Кубани и была очень высока. Отделавшись так счастливо, мы от всего сердца возблагодарили Бога и, спустившись вниз, переправились за Кубань в брод».
Фото 4. Современный вид на дорогу.
В настоящий момент «дорога декабристов» продолжает активно использоваться для сообщения Армавира с поселком Фортштадт, одноименным мемориальным комплексом и станицей Прочноокопской. Асфальтового покрытия здесь до сих пор не имеется, и при движении транспорта, как и столетия назад, из-под колес поднимаются клубы желтой пыли. Таким образом, актуальным остается и старинное ногайское название этой дороги Сары джол.
Источник: https://virtual-tours-of-kuban.ru/t10/