В последнее время русский язык обогатился словами «буллинг» и «шутинг». Первое означает «травлю» ребенка в школе и происходит от слова «boo», «освистывать», «шикать». Со вторым еще проще. «Shoot» - это «стрелять».
Несколько дней назад в брянской школе из ружья «Бекас-3» восьмиклассница расстреляла своих одноклассников, ранив пять человек и убив свою подругу.
По нарастающей
Редкий год в России обходится без сообщений о резне в школах и колледжах:
2014 год – три эпизода, трое убитых, четверо раненных
2015 год – два эпизода, один убитый, четверо раненных
2016 год – в Находке двое убитых
2017 год – два эпизода, двое убитых, четверо раненных
2018 год – пик, шесть нападений, 22 убитых и 103 раненных. Настоящая бойня произошла в транспортном колледже в Керчи.
2019 – четыре эпизода, три убитых, шесть раненных
2021 год – шесть эпизодов, 16 убито, 71 раненный. Были убиты дети в Казанской гимназии и студенты в Пермском университете.
2022 год – три эпизода, 25 убито, 24 ранено. Массовое убийство произошло в школе в Ижевске.
2023 год – семь эпизодов, двое убито, 17 ранено.
Итого 76 убитых и 233 раненных за девять лет.
В Евросоюзе – а его население втрое превосходит население России – за те же годы погибли четверо детей.
В Финляндии последний инцидент со стрельбой в школе был в 2008 году. Во Франции в 2012 году. И если в отношении финнов можно сказать, что это маленький народ, то население Германии меньше российского всего вдвое.
Кто убийцы
Объективности ради скажем, что виновниками наиболее массовых убийств являются взрослые. Расстрел в Пермском университете устроил 18-летний студент Тимур Бекмансуров. Убийство в ульяновском детсадике – 26-летний Руслан Ахтямов. Резню в Удмуртской школе – 34-летний Артем Казанцев. Массовое убийство в казанской школе – 19-летний Ильняз Галявиев. Самое масштабное убийство в Керченском колледже – 18-летний студент Владислав Росляков.
В общей сложности на эту пятерку убийц пришлось шестьдесят жертв. Но шли они не куда попало. Они несли с собой огнестрельное оружие туда, где учились раньше или учатся сейчас. Кто они, эти убийцы?
«В школе Руслан подвергался травле. Бывшая одноклассница убийцы Наталья рассказала, что Руслан плохо одевался и не всегда имел при себе школьные принадлежности. Ни с кем не общался и не дружил. Перешёл на домашнее обучение. Попал в плохую компанию, был поставлен диагноз психическое расстройство».
«Когда он приходил в школу, требовали деньги на ремонт школы, он эти деньги дать не мог, его мама воспитывала, она санитарка, папа жил отдельно. Его упрекали, над ним издевались: «почему ты не сдаешь деньги? Социальный протест и неустроенность» в конечном счёте преобразовались ненависть к конкретным однокурсникам».
«У Бекмансурова было выявлено шизоидное расстройство личности, но он был признан вменяемым, поскольку может осознать характер и опасность своих действий».
«За 14 лет до преступления убийца был признан находящимся в состоянии невменяемости».
«Ранее Галявиеву был поставлен диагноз энцефалопатия, свидетельствующий о заболевании головного мозга».
Четверо из пяти массовых киллеров были психически больны. Здесь, конечно, возникает вопрос, каким образом врачи и разрешительные отделы МВД выдавали им право на оружие?
Меры безопасности
Абсолютно понятно, что никакие металлодетекторы и вахтеры на пороге школы не остановят взрослого человека, вооруженного карабином. Острая нехватка врачей психиатров и очевидное отсутствие нормальной цифровой базы данных ведут к тому, что оружие оказывается в руках агрессивных сумасшедших.
Проблем добавляет то, что на руках у населения находится огромное число незарегистрированного оружия. По официальным данным МВД России у граждан имеется 6.5 млн стволов, включая пневматику и газовые пистолеты. Но Женевский институт международных исследований и развития считает, что еще столько же оружия в России имеется в нелегальном обороте.
Много это или мало? На самом деле, даже с учетом незаконного оружия, Россия стоит на скромном 62-м месте в мире по числу стволов на душу населения. Нас обгоняют спокойные Бельгия и Сан-Марино, дисциплинированная Германия и бунтующая Франция, а в Финляндии, Исландии и Канаде число оружия на душу населения и вовсе втрое выше чем у нас.
При этом мы бьем рекорды не только по шутингам в школах, но и по числу убийств на душу населения. Россия занимает в этом незавидном рейтинге первое место в Европе. Финляндию мы превосходим втрое, Францию вчетверо, а Исландию в тридцать раз.
То есть вопрос в тех самых духовных ценностях, про которые так много говорят и которые находятся в очевидном дефиците.
Чему учит школа?
Все мы помним и любим наших классных руководителей. Но классное руководство та же работа.
В СССР, для сравнения, за этот труд платили 30 рублей при окладе учителя в диапазоне между 130 и 170 рублями. Оклад зависел от стажа и представлял собой абсолютно гарантированную сумму.
Нынче федеральная доплата за классное руководство составляет ₽5000, но бывают еще и местные выплаты. Средняя зарплата учителя по России ₽51000, сильно отличаясь между регионами.
Оклады приказали долго жить и у более чем 70% учителей не дотягивают даже до минимального размера оплаты труда. Основную часть зарплаты учитель получает в виде премиальных, так называемых стимулирующих. Твердых правил по этим стимулирующим не имеется.
В итоге преподаватель разрывается между бесконечными отчетами и необходимостью вести максимальное количество часов. Да и детей на одного учителя стало больше. Если в 2000 году на учителя приходилось 15 детей, то сейчас уже 17-ть. А чем больше детей в классе, тем, понятно, меньше внимания на каждого из них.
Чему учит телевизор?
Во многих семьях телевизор работает в фоновом режиме. У меня этого источника, прости Господи, информации, нет уже лет двадцать, но недавно, посещая научную библиотеку в разгар дня, имел счастье ознакомиться с полуденным эфиром. Шла драка, лилась кровь и участники событий в неполиткорректной форме обменивалась мнениями друг о друге.
От наших сериалов мало отличаются наши ток-шоу. Это выяснение отношений на повышенных тонах, оскорбления и унижение собеседника. Сказанное, кстати, относится не только к «Пусть говорят», но к вечерним как бы политическим эфирам.
Тут поневоле вспомнишь советский кинематограф и советскую же «Международную панораму» с умным, размеренным и применяющим превосходный русский литературный язык Александром Бовиным.
Нельзя сказать, что «тлетворное влияние» ТВ совсем уж разлагает российскую молодежь. Есть сухая статистика. Приведем пример с наркотиками. Среди возрастной группы 50+ наркотики хотя бы раз в жизни пробовали 20%, каждый пятый. Среди возрастной группы 40-50 лет уже 30%. А среди тех кому 25-40 лет меньше, 26%. А среди современных школьников и вовсе 12%.
Но это не значит, что положительные тенденции нельзя сломать. Можно, если с утра до вечера изо всех утюгов объяснять что насилия это норма, а ценности гуманизма не дадут выжить в агрессивном мире.
Чему учит семья?
Семьи разные и учат в них разному. Но очевидно, что низкие доходы, неуверенность в завтрашнем дне, постоянный стресс по работе не способствуют семейному счастью и размеренному благополучию. В 1995 году распадался 61% браков, в 2011 году (пик доходов населения страны) эта цифра сократилась 49%, к 2021 году она превысила 70%.
Это не к теме запрета разводов. Это к теме того, что степень напряжения в обществе очевидно бьет рекорды, и первой жертвой стрессов становятся самые близкие люди, семья.
Прикладная психология
Нам как обществу очевидно нужна гуманизация. Это не просто абстрактное слово. Это постановка человека, его прав, в том числе права на жизнь, на достоинство, на уважительное отношение. Не случайно одним из требований российских рабочих во время революции было именно «уважительное отношение» к работникам.
«Какого отношения от людей вы хотите к себе, так и сами к ним относитесь. В этом суть Закона и Пророков», - говорится в Евангелии от Матфея.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», - говорится в Конституции.
Никакие полицейские меры не могут сами по себе остановить насилие в обществе, если насилие является частью культуры. Если принуждение считается самым эффективным методом. Если агрессия воспринимается как норма. Требуется качественное изменение культуры, в сторону традиционных ценностей гуманизма, то есть человечности.
И изменить изменять положение дел должен каждый из нас, не дожидаясь пока мы увидим плоды от государства. Ждать можно долго. А нам и нашим детям здесь жить.