Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Иностранка" (СССР, 1966) и "Сильва" (СССР, 1945): мнения

Сильва. СССР, 1945. Режиссер Александр Ивановский. Сценаристы Григорий Ярон, Михаил Долгополов (по оперетте Имре Кальмана). Актеры: Зоя Смирнова–Немирович, Нияз Даутов, Маргарита Сакалис, Сергей Мартинсон и др.

Режиссер Александр Ивановский (1881–1968) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых (Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и «Сильва», «Укротительница тигров») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Эта экранизация знаменитой оперетты снималась в 1944 году, а ее московская премьера состоялась в феврале 1945. Победа в Великой Отечественной войне уже была близка, и зрители с удовольствием заполняли кинозалы…

На примере мнения маститого кинокритика Ростислава Юренева (1912–2002) можно составить полное представление о том, как отчаянно развлекательную «Сильву» советская пресса поспешила обвинить в развязности и буржуазности (Юренев, 1964: 368–369, 407).

Итак, вот что писал Ростислав Николаевич о «Сильве»: «В годы войны мы делали фильмы не только на военные темы, и это было свидетельством нашей силы, наших культурных традиций, нашей уверенности в победе. … Но почему именно «Сильва»? Неужели советского человека в период войны могла всерьез занимать драма графа Воляпюка, в семействе которого оказались две опереточных дивы? Или вопросы верности, чистоты, постоянства необходимо было решать на примере переживаний Сильвы Вареску? Трудно согласиться с этим, но факт есть факт. «Сильва» так «Сильва»! Но как она была поставлена! ...Уже вступительные титры на фоне обоев с розочками вводили нас в мир безвкусицы и мещанства. Эпизоды, переносящие «Сильву» за пределы сцены, «на натуру», были выполнены беспомощно, поставлены сумбурно, суматошно. Да и стоило ли переносить действие со сцены в явный павильон с натыканными искусственными кустами? Дуэт Эдвина и Стаси, исполняемый во время верховой прогулки по аллеям парка, благодаря несинхронности производил странное впечатление, а появление морды настоящего козла во время известной арии «Красотки, красотки, красотки кабаре» свидетельствовало не только о перенесении действия на родину Сильвы в «Козье болото» но, и о натужном желании режиссера фильма быть остроумным. … Исполнение большинства ролей в этом фильме было традиционным, причем излишняя легкость и развязность многих актеров заставляли вспоминать традиции не столичной, а старой провинциальной оперетты. Исключение составляло лишь пение Смирновой–Немирович, музыкально грамотное и иногда освещенное чувством, а также исполнение роли Бони Сергеем Мартинсоном. Мартинсон прекрасно двигался, был легок, эксцентричен, временами ироничен. Но постановка основной его сцены с кордебалетом, тяжеловесная и лишенная юмора, мешала талантливому актеру проявить свое несомненное дарование. Справедливость требует сказать, что кинематографическое решение не только этой, но и большинства сцен было чрезвычайно неудачным. …

Просматривая «Сильву», поневоле удивляешься: неужели это режиссура известного комедийного мастера А. Ивановского, автора «Музыкальной истории» и «Антон Иванович сердится»? … Появившаяся в самом конце войны «Сильва» ясно показала, что в наше искусство проникают буржуазные влияния» (Юренев, 1964).

Однако, как хорошо известно, массовая аудитория никогда не прислушивалась к мнениям киноведов и кинокритиков, поэтому «Сильва» и сегодня востребована зрителями:

«Супершикарный фильм! Женщины похожи на женщин, а мужчины, как это ни странно, на мужчин. Поют сами. Пение и музыка на высшем уровне... Изюминка фильма – гениальная находка режиссера на счет козьего болота. А Бони просто шикарный! Фильм смотрел Кальман и вроде бы был в полном восторге» (Бони).

«Фильм очень яркий, несмотря на то, что он черно–белый, и технические возможности тогда были похуже. Фильм наверняка стал тогда событием. … Исполнители главных ролей – очень яркие певцы. Тогда, наверное, еще не додумались петь под фанеру» (А. Калашинский).

Киновед Александр Федоров

-2

Иностранка. СССР, 1966. Режиссеры Александр Серый и Константин Жук. Сценарист Александр Воинов. Актеры: Люда Шабанова, Рина Зелёная, Азер Курбанов, Игорь Крюков, Юрий Бондаренко, Валя Соколова, Сергей Филиппов, Юрий Прокопович, Евгений Весник, Илья Рутберг и др. 16,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Александр Серый (1927–1987) – поставил всего пять фильмов («Выстрел в тумане», «Иностранка», «Джентльмены удачи», «Ты – мне, я – тебе», «Берегите мужчин!») и все (!) они вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Константин Жук (1909–1981) поставил три полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошла только «Иностранка».

Пожилая русская эмигрантка вместе со своей внучкой приезжает из Франции в советскую Одессу…

Комедия «Иностранка» с блистательной Риной Зеленой (1902–1991) в главной роли пользовалась немалым успехом у зрителей.

В год выхода «Иностранки» в прокат поэт, журналист и кинокритик Виктор Орлов (1929-1972) оценил его в целом позитивно: «Фильм удался прежде всего своим оптимизмом. Перед нами по–настоящему солнечный, по настоящему прекрасный город, милое и беззаботное детство, и его радости, и его восхищение миром, морем, солнцем, дождями, когда перед нами встает в зримом образе бесхитростная и безыскусная, но такая дорогая каждому радость жизни… Вот в этом городе и разыгрывается история маленькой иностранки – французской девочки, которая провела здесь всего один день, нашла друзей и с грустью и с любовью уехала. Без «лобовых» приемов ей рассказали о том, что жизнь добра, о том, что талант нельзя зарывать в землю, о том, что человек человеку – друг, и о таких же простых, но таких же верных вещах. … встреча с Риной Зеленой (она играет бабку Мадлен, мадам Жубер) снова стала радостной… Совсем не карикатурная «эмигрантка» эта грустная и вздорная старушка, бедная модистка, существо трогательное, доброе и взбалмошное, приехавшее «отобрать» у Советской власти свой бывший дом на бывшей Полицейской улице. Может быть, детям и недоступна будет тонкая палитра художницы, все те нюансы и находки, которые сделали персонаж Рины Зеленой по–настоящему живым человеком, но нам, взрослым, новая работа актрисы доставила истинно эстетическое удовольствие» (Орлов, 1966: 6).

Однако в финале своей рецензии Виктор Орлов все же посетовал, что в фильме многое «чуть–чуть недожато, недоработано… Чуть–чуть изменяет молодым режиссерам вкус и такт. Чуть–чуть не сумел дотянуть картину до высокого уровня даже ее художественный руководитель (им был Юрий Чулюкин – А.Ф.). И это маленькое «чуть–чуть» рождает подчас большие огорчения. Да, дети обаятельны. Да, по–настоящему, с чувством и трепетом сделаны, скажем, сцены дождя. Прелестно, захватывающе танцует милая девчушка… Но режиссеры еще и художники, строгие мастера, им нужно было не допускать в этих сценах сентиментальности. … Да, оптимизм оптимизмом, но иной раз назойливо лезут в глаза клумбы и картины, камера теряет вкус, превращаясь в аппарат открыточно–рекламного фотографа, и это просто обидно. …Наши претензии – это претензии по счету «чуть–чуть». Претензии по части вкуса, такта, чувства меры и артистизма. Не так уж велики они, но и не так уж малы. Повторяю, дети ничего такого могут и не понять. Но нам, взрослым, об этом помнить нужно. И поэтому жаль, что, говоря об удаче и студии и авторов фильма, мы не можем от чистого сердца прибавить к слову «удача» еще и эпитет «большая» (Орлов, 1966: 7).

Мнения нынешних зрителей об «Иностранке» в основном позитивны:

«Для 1960–х фильм просто революционный! Понятие собственности из детских уст, сценка с нечаянной "спекуляцией" мороженного, великолепный джаз–номер Мадлен в конце фильма с синкопирующим пионером. А легко улавливаемая сексуальность главной героини фильма! Не скрою, что фильм смотрелся через призму тех старых "запретов". Это невероятно! Рина Зеленая – the best! … Получила огромное удовольствие!» (Степанова).

«Думаю, вряд ли найдется человек, который отрицательно оценит этот детский фильм. Фильм очень удачный, смотрится на одном дыхании, сюжет захватывающий. Несмотря на идеологическую подоплеку, без которой в 60–е годы был бы невозможен выход фильма на экран, фильм поражает своей смелостью и даже революционностью. Удивительно, что цензура пропустила на экран рассуждения о праве на частную собственность, сцену спекуляции на пляже, указания на возможность дружбы советских детей с представительницей капиталистической Франции, сюжет с пионерами–джазменами и танцовщиками рок–н–ролла, глубокую осведомленность наших пионеров ведущими новинками западного эстрадного исполнительства... Довольно смело сыграли свои роли Рина Зеленая и Евгений Весник. Налицо оттепель» (Н. Хилькевич).

«В "Иностранке" мне интересно было смотреть как дети знакомятся, общаются друг с другом, несмотря на разницу в воспитании и мировоззрении. Думаю, что и Мадлен и Принц не раз будут вспоминать своих новых друзей из СССР. Воистину дети могут то, что никогда не смогут взрослые. И еще очень приятно был удивлен, что Рина Зеленая здесь играет почти центральную роль, тогда как чаще ее снимали в ролях третьего плана или эпизодах. Блестящая актриса!» (А. Ковалев).

Киновед Александр Федоров