Согласно нормам Закона №223-ФЗ (ч. 3.2 статьи 3), способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке. При этом п. 6.1 ст. 3 Закона установлены правила описании предмета закупки исключительно в отношении конкурентных закупочных процедур.
В положении о закупке заказчик может самостоятельно определить способы закупки, условия и порядок их применения, условия заключения и исполнения договора с учётом специфики своей хозяйственной деятельности.
Типовое положение о закупке (типовое положение о закупке) принимается заказчиком самостоятельно с учётом положений законодательства РФ, что позволяет учесть особенности осуществляемой им хоздеятельности.
Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если:
- такие ТРУ обращаются на низкоконкурентных рынках;
- проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018)).
Наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы, поданной в порядке, установленном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела.
Разъяснение содержится в письме ФАС от 27 ноября 2023 года № ПИ/99723/23.