Найти тему
БФ «Гольфстрим»

Как преодолеть тревожность у детей

Особенностью фонда «Гольфстрим» является работа со всей семьей, а не только с ребенком/подростком с инвалидностью. Делимся упражнениями для родителей по преодолению тревожности у детей - «Зеркало» и «Внутренние ресурсы».
Итоговая диагностика по проекту «Друг и наставник»
В рамках проекта «Инклюзия в действии» и реализации блока «Особенный ребенок» одно из занятий с родителя было посвящено проблемам тревожности детей: причинам возникновения тревожного поведения, стратегии родительского поведения в случае возникновения повышенной тревожности у ребенка. Для реализации этой задачи родителям было предложены упражнения –«Зеркало» и «Внутренние ресурсы». Оба упражнения адаптированы к теме и дополнены психологами, ведущими занятия с группой родителей.

В упражнении «Зеркало» родителям раздавался лист бумаги, сложенной пополам, на одной половине листа предлагалось написать продолжение фразы: «Качества, которые помогают мне преодолевать тревожность моего ребенка», - а на другой: «Качества, которых мне не хватает, чтобы чувствовать себя успешным родителем...». В ходе свободного обсуждения в интерактивном формате родители сравнивали, что написали другие и находили тех, чьи проблемы наиболее близки и созвучны с их проблемами.
Сюжет НТВ Лев Камалетдинов
Среди «качеств, которых не хватает, чтобы чувствовать себя успешным родителем...» родители отметили: «терпение», «излишняя опека», «излишняя строгость» и даже «красноречие». Первые два качества были присущи всем родителям, поэтому при осуждении стратегий родительского поведения на них было обращено особое внимание.
Очень порадовало, что «качеств, которые помогают преодолевать тревожность ребенка» было гораздо больше, при этом родители достаточно открыто «хвалили» себя, что свидетельствует о принятии ситуации в целом и веры в свои силы для достижения положительных результатов в преодолении проблем особенного ребенка. Были названы такие качества: «сила воли», «терпение», «спокойствие», «умение объяснить ситуацию», «любовь», «сочувствие», «поощрение», «смех», «юмор», «смелость», «работоспособность», «умение отдохнуть».
В процессе работы родители были искренни, откровенны и позитивно настроены.
Благотворительная акция «Круговорот подарков»
С целью оказания помощи семьям по решению проблем повышенной тревожности ребенка родителям было предложено упражнение «Внутренние ресурсы». На столах были разложены текстом вниз карточки с напечатанными рекомендациями и карточки МАК «Ресурсы». Родители брали любую карточку с рекомендациями и подбирали к ней свой «ресурс». Далее шло совместное обсуждение.
В ходе рефлексии родители отметили положительный эффект от совместного проживания и проговаривания своих проблем и проблем ребенка.

Алгоритм данных упражнений можно использовать при работе и с другими проблемами особого ребенка в рамках детско-родительских отношений.

Материал подготовлен специалистами проекта «Инклюзия в действии».

Подписывайтесь на нас в социальных сетях VkontaktetelegramОдноклассники и Дзен.