Рационализм должен смириться с тем, что он — не единственный и, возможно, даже не главный инструмент познания.
Во-первых, любой процесс познания включен в культуру, со всеми ее предрассудками, суевериями и предпосылками. Классический пример — эфир, в реальности которого не сомневались ученые XVII-XVIII вв. Они строили свое учение о материи, исходя из веры в его существовании. В 1790 году около французского города Жюллек упал метеорит. Мэр составил протокол об этом событии, который подписали 300 свидетелей, и послал в Парижскую Академию. Ученые мужи ответили энтузиастам науки объемистым трактатом «Об абсурдности падения камней с неба». Между тем в этом случае, как никогда, к месту было тертуллиановское: «Верую, ибо абсурдно»…
Можно не сомневаться, что современное знание насквозь пропитано подобными же предрассудками, над которыми посмеются наши потомки.
Затем 90% информации (события, высказывания, тексты) человек воспринимает на веру. Простейший пример в науке — аксиомы. Огромный пласт очевидностей, впитанный нами с детства, определяет наше поведение, наш характер, наши влечения, нашу самоуверенность.
Вера составляет обязательный компонент личностного знания (например, доверие к показаниям своих органов чувств) и в то же время сама базируется на нем. Понимание не сводится к логическим операциям, но включает в себя огромный элемент доверия к говорящему или к тексту. Сознание значимости (науки в целом, предмета исследования, личности ученого и т. д.) есть предмет веры. Не забудем, что только страстная вера во «всемогущество науки», в ее спасительность для человечества, сделала возможным научный прорыв XVIII-XIX вв. и перевела представление о превосходстве рационального (научного) мышление в разряд очевидностей.
Многое из принимаемого за истинное знание не имеет окончательного обоснования. Научное отрицание абсолютной истины одновременно есть признание того, что область веры неизмеримо превосходит область знания.
Следовательно, вера (не обязательно религиозная) — фундаментальная основа человеческого интеллекта и познания, наряду с научным исследованием. Отрицать или принижать роль веры в познании — глупо. Ученый и философ должны уметь пользоваться этим инструментом, сознавая его возможности, права и ограниченность.