Темное время в разгаре!
Зима – власть и сила Темных Богов, раздолье для порождений Нави, время, когда природа замирает, забывшись холодным глубоким сном, так похожим на смерть. Не шумят веселые праздники в людских поселениях; укрываются люди, выполнив необходимую работу за короткий день под сумрачным тяжелым небом, в теплых избах, под защитой надежных оберегов. Едва выглядывает в эти дни бледное, холодное солнце, вскользь мазнет слабым лучом по сизым снеговым тучам и прячется устало за горизонт. Совсем одряхлел Батюшка Авсень, всего себя потратил на щедрый урожай, не осталось сил бороться с тьмой! Пора, пора ему отправляться на отдых, набираться новых сил. А как же Явный Мiр? Уйдет Авсень - Осеннее солнце и Явь навсегда останется укрытой снежной шубой, в тишине и холодном мраке? Конечно же, нет!
Время перемен наступает!
Коло Сварога вращается непрерывно и на смену угасающему Осеннему Солнцу обязательно придет яркое и веселое Молодое Зимнее Солнце – Бог Коляда! Рождается Коляда в самую страшную и беспросветную ночь, ночь Зимнего Солнцестояния, когда кажется, что надежды уже не осталось, что всю Явь поглотила тьма, что солнечный свет больше никогда не коснется глаз людских. И в эту страшную, самую длинную ночь Кологода рождается новая искра, новый смысл, надежда на возрождение и счастье. Радуются люди появлению Молодого Солнца и празднуют, да не один день! Всё порубежное (межное) время, время, когда изменяется Природа и Мiр, длится праздник Коляды.
Вопросы есть. А ответы?
Как и все древние народы, славяне всегда отмечали приход Молодого Солнца. Шумные гуляния, песни, пляски, игры, угощения и, конечно же, ритуальные обряды были и остаются неотъемлимой частью этого большого, веселого и долгого праздника. Но почему праздник Коляды – это не только радостное, но и страшное, опасное время? Почему наши Предки встречали этот праздник не только бесшабашным весельем, но и вдумчивой серьезной подготовкой? Что скрывается за искалеченной, перекрученной многочисленными сменами календарей и религиозными догмами народной традицией, дошедшей до нас из глубины веков? Как отпраздновать встречу Молодого Зимнего Солнца тем, кто считает себя славянином, настоящим потомком Богов? Об этом поговорим сегодня, а поскольку тема обширная, продолжим каждый понедельник до конца декабря, на этом канале.
Время перемен. Что несет оно нам?
Перемены пугают многих.
Даже не так – они пугают всех, просто не все в этом признаются. Ведь там, за порогом привычного, знакомого и оттого сравнительно безопасного, может оказаться нечто, с чем ты совсем не готов столкнуться. Это чувство знакомо каждому без исключения, ведь любой человек хоть раз в жизни стоял на пороге перемен, мучительно гадая, радость или горе принесут они в обыденную жизнь. Но тайна же про Коляду и его праздник, скажете вы, причем здесь перемены?
А притом, что перемены – это не только символ праздника, но и главный Божественный замысел Великого Рода! Вот что сказано об этом в быличке о том, как всё начиналось из книги О. Бояновой «Боги и люди»
— А вот так! — ответил Сварог, одним движением создал земную ось и лёгким толчком оживил Землю, привёл в движение. — Вот теперь будет порядок: день и ночь, лето и зима будут приходить и уходить, а Мать — сыра Земля будет, в свою очередь, порождать новую жизнь.
…Опять люди остались ни с чем. Но теперь они уже знали, что нужно делать, чтобы достичь прежнего и даже большего.
— Вот она, тайна развития людей! Разрушать старое, чтобы создать новое! Любят покой, но опасаются его потерять — значит, будут придумывать что-то новенькое, — покивал головой Род, улыбаясь в пышные усы.
— Ну, а я же почаще буду своим молотом по камню Алатырь стучать, — пообещал Сварог. — Я заметил, что, если искра от этого удара попадает в человека, в груди его навсегда загорается огонь творчества, и новое они уже творят не от страха, а для радости своей и людей вокруг.
— Да, и называют люди этот огонь «искрой Божьей», — заулыбался Род, даже с некоторой гордостью посмотрев на сына.
… Всё получилось, как задумал Род— противостояние движения и остановки, света и тьмы, напряжённого действия и спокойного ожидания.
Поэтому перемены – это то, что каждый славянин воспринимает, как нечто естественное, неотвратимое, неизбежное, хоть и несущее иногда опасность. Да и как может быть иначе, ведь Коло Сварога вращается, не замирая ни на миг и вся жизнь – и Природы, и людей, и Мiра – подчиняется этому великому Божественному закону. Так давайте же вспомним, что мы – потомки Богов и преодолеем свои страхи! Время перемен уже близко, встретим же его как настоящие славяне!
А как правильно?
Чтобы сделать правильно, нужно знать не только как, но и когда, зачем и почему делать что-то или не делать вовсе. Внешние праздничные действия (обряды, колядки и прочее), конечно, важны, но куда важнее нацелится именно на внутреннее проживание, ощутить внутреннюю готовность к переменам, прочувствовать глубинный смысл этого древнего праздника. Поговорим о том, из каких особых дней и ночей состоит празднование Коляды, откуда взялись его обычаи и традиции и что они означают.
Ночь Чернобога с 20 на 21 декабря
Нынче в людях, да и во всём, что дышит, засыпает Огонь Жизни, становясь тихим лепестком на грани исчезновения. Навные Боги в эту ночь мчатся по Яви на своих чёрных конях, проверяя людей на готовность к будущему. Тот, кто не верит в себя, кто боится жизни, кто сам убил в себе желание жить, тот не сможет пережить эту ночь. Только внутренняя стойкость позволит пропустить мимо себя чёрную конницу — они в эту ночь убивают то, что не имеет права на жизнь.
Отворяются в эту ночь врата Нави и полчища черных навий устремляются в Явь, чтобы безнаказанно глумиться над людьми до самого Водокреса! Потому лучше всего эту ночь провести под защитой домашних и личных оберегов, да подумать о том, что жизнь прекрасна и каждому в ней найдется свое место и счастье, а уныние и жалобы не приносят утешения, а только вредят.
Но не одни навьи в эту ночь стремятся в Явь, приходят к нам и духи Предков. В ночь Чернобога вспомните их, подумайте о том, нет ли у вас обиды на ушедших в навь, нет ли горькой тоски? Именно сегодня можно справиться с этими чувствами, простить родных и оставить в душе лишь светлую память о них.
День Карачуна 21 декабря
В этот день солнышка становится уже почти не видно: поздно оно появляется и рано скрывается от глаз. На Севере так вовсе почти не показывается, можно подумать, что и нет его, только сумерки целый день. Говорят, в этот день злой колдун, карлик Карачун пытается украсть солнце. Даже имя его означает Черная Смерть, а еще имеет значения «забвение», «конец», «погибель». Слышали наверное выражение «Карачун настал»?
Каждый год хочет страшный колдун украсть у людей свет, но солнце возрождается снова. А люди помогают солнышку вернуться! Для этого во время подготовки к Коляде, перед самым праздником, поднимают в небо горящее солнечное колесо, призывая Коляду, Бога Зимнего Солнца.
Поднятие огненного колеса – красивый славянский обряд. Лучше обряд провести вечером, когда уже темно, но не слишком поздно и далеко от дома не отходить, помните об остороже! Если не будете проводить обряд поднятия солнечного колеса, можно просто сделать само колесо да рассказать детям о том, как зимой умирает и возрождается солнышко. Сделайте деревянное или даже бумажное солнце, которое носят ряженые, поздравляя с Колядой.
Ночь Коляды с 21 на 22 декабря
Коляда — Бог Молодого Солнца Зимнего. Еще предки наши говорили, что народился он в самую длинную ночь зимнего солнцеворота. В ночь, когда темные силы Нави особенно сильны и норовят в мир Яви проникнуть да порядки свои тут установить.
Имя Бога Коляды пришло от славянского слова «Коло», что значит «круг». Где слово, там и дело. Значит это, что Солнце как и жизнь наша мирская, по кругу движется — от смерти ко рождению и обратно. И Коляда в основе того круга Солнце от зимней спячки воскрешает, стало быть, и жизнь продолжает.
В эту ночь жизнь снова побеждает смерть, а свет разгорается во тьме. И пусть эта крошечная искра еще совсем слабая и неяркая, знают все, что пришло новое Солнце, что появилась надежда на чудесное изменение обстоятельств. Коляда пришел в Явь, народилось Молодое Зимнее Солнце!
Можно ли делать обряды?
Если Вы не знакомы со славянской магической традицией или пока еще имеете мало опыта – не спешите с обрядами и празднованием! С 22 по 24 декабря — время для обрядов Знающих. Даже самые опытные Знатки и Знатухи в это время творят обряды с великой осторожей и сильно рискуют – ведь время открытых границ, межное, порубежное – время большой опасности!
Миряне же и вовсе начинают праздновать приход Коляды с 25 декабря.
Народное веселье с 25 по 29 декабря
Праздновать начинали обрядовым ужином с 24 декабря на 25, проводился он чинно, со всей семьёй за столом, и готовились особые ритуальные кушанья. Первые части этих блюд посвящались Духам, Предкам, Богам. Все они были связаны с земледельческим календарём и полны магией благополучия, здоровья, счастья. Обязательно угощали домашних Духов, в доме и на дворе. Ну а с утра уж начинались Колядки – время веселья, игр, шуток и смеха!
Главной традицией были хождения ряженых парней да девок по селу. Двери не запирались и ряженые могли завалиться в любую избу. Ряженые «кудесили», «безобразничали», пели песни, плясали, их вид наводил и веселье и страх на присутствующих, действия ряженых были направлены главным образом на находящихся в избе. Посещения ряженых заканчивались обычно криками, визгом, смехом. Ряженые затевали различные игры: рассказчики вспоминают, как на святки «удили рыбу», «кузнецы подковывали девок», «катали валенки» и пр.
Чтобы выпроводить ряженых в следующую избу, хозяевам приходилось «откупаться» угощением - сладостями, пряниками, козулями, колбасой и караваями. Девушки с парнями соревновались, кто больше «наколядует», насобирает больше угощений.
На шутки ряженых, как и на другие праздничные проделки молодежи (вечером «безобразничали»: обливали водой крыльцо, припирали дровнями двери, разваливали поленницу, затыкали трубу), обижаться не полагалось — подобные шалости, наряду с другими обрядовыми действиями, были традицией праздничного поведения.
Но традиции праздничных колядок известны многим. Даже сейчас в новогодние праздники люди в основном не удивятся, да и поддержат со смехом, надают конфет да пряников, если кому-то из соседской молодежи придет в голову поколядовать веселой толпой в вывернутых наизнанку шубах. А вот каков древний сакральный смысл этих игр, песен и шуточных представлений? О том расскажем дальше, оставайтесь с нами!
Что стоит за веселыми колядками?
В конце декабря на дворе морозы, особенно коли день ясный выдался. В такую погоду сидеть бы у теплой печи, а люд выходит на улицы деревней да сел, ходит по дворам, поет веселые колядки. Не лень ряженым готовить личины к празднику Коляды да выходить из теплой избы, не лень хозяйкам готовить праздничные кушанья, угощения колядовщикам.
Песенная магия?
Колядки — больше чем веселые песенки, чтобы «заслужить» гостинец от добрых людей! Это настоящее магическое действие, призывающее урожайный год, благополучие, достаток. В первых строках песенки славили приход праздника Коляда, сообщали о нем хозяевам избы, в которую наведались колядовщики. Во второй части русских колядок славили хозяина да хозяюшку, сравнивали их с солнцем и месяцем, отмечали благополучие дома, достаток. Завершали песню колядовщиков пожелания урожайного года, достатка, здоровья, прибавления в семье.
Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Среди княжия двора,
Княжий двор среди кремля,
Середь каменныя.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища.
Благодарствую, кума, лебедь белая моя,
Ты не праздничала, не проказничала,
На базар гулять ходила, себе шелку накупила,
Ширинку вышивала, дружку милому отдавала.
Дай тебе Боги, сорок коров, пятьдесят поросят,
да сорок курочек.
Молодежь, ряженная в личины пела и другие колядки — более озорные:
Пришла коляда, отворяйте ворота!
Кто даст пирога, тому полон двор скота,
Овин с овсом, коровенку с жеребцом!
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Дыра да заплата, и спина горбата!
Часто происходит непонимание: Коляда – божество мужского рода, почему же поют про него в женском роде? Да и имя смущает многих… Дело в том, что в колядках поют не про самого Бога, а про куклу Коляду, которую ряженые носят с собой по дворам, как символ праздника. И это тоже сакральный смысл – опосредованное обращение к Богу не напрямую, а через обрядовую куклу. В заговорах же и других серьезных ритуальных обрядах к Коляде обращались «братец», «молодец».
Зачем рядились в личины и прятали лица?
Личины, в которые рядилась молодежь на праздник Коляды, отличаются от праздничных костюмов, что нынче дети готовят к Новому Году. Коли видели вы ряженых, поющих колядки, фото старинных костюмов колядовщиков, могли заметить, что наряды их часто пугающие.
На лицах страшные маски или толстый слой сажи, муки, мела. Одежда вывернута мехом наружу, мужики одеты жонками, молодые – стариками. Ряженый в праздник Коляды должен стать не собой, да и не человеком вовсе, потому выбирали костюмы так, чтобы совсем не походить на себя в иные, не праздничные дни.
Вечный круговорот смерти и жизни
Славяне, жившие в ладу с природой, верили, что для рождения чего-то нового, старое непременно должно уйти в прошлое, «умереть». Потому и изображали ряженые духов предков, уносящих в Навь старый год, старое солнышко, которое вновь встретят только следующей осенью. Так славяне помогали родиться Коляде — Молодому Зимнему Солнцу.
Истории, которые разыгрывали ряженые, показывали смерть да рождение солнышка. Например, двое ряженых одевались козой да медведем. У козы непременно были рога поверх маски, у медведя — вывернутый наизнанку полушубок. Медведь с козой плясали под задорные песни молодежи. Потом коза неожиданно «умирала», падала на пол избы, после вскакивала и продолжала свой танец. Так ряженые показывали бесконечную смену времен года, приход нового солнца.
Была и сохранившая мотив смерти и воскрешения игра для парней и девок в праздник Коляды. Обряжали парня «умруном», одевали в белые одежды, посыпали лицо мукой, обозначая переход в другой мир. После пели поминальные песни, изображая похоронный обряд. Неожиданно «умрун» вскакивал, девки да парни разбегались по сторонам, а водящий старался поймать и поцеловать одну из девушек.
Знаем то, что знали Предки!
Вот в чем суть древнего славянского праздника! Петь на колядки короткие песенки, озорничать, веселиться, желать благополучия, рядиться в костюмы ряженых, разыгрывать традиционные праздничные сценки – это встреча людьми молодого Солнышка, готовность принять будущее, которое готовит для них его свет. Богаты Боги милостью, Коляда непременно принесет достаток, здоровье да счастье тем, кто его славит!
А почему, спросите вы, гуляния-колядки идут с 25 по 29 декабря? Что дальше? Новый Год? Об этом разговор пойдет дальше, не спешите за неотложными делами и дочитайте!
Пир или пост, год или лето?
За многие столетия двоеверия, а после и вероотрицания, славянская праздничная культура исконных земледельцев тесно переплелась с христианскими догмами и светскими событиями. Но не растворилась и не растратилась, сохраняя пусть и искаженный, но смысл, хоть и запутанные, но логичные временные промежутки. Давайте же попробуем, как терпеливые археологи, мягкой кистью пройтись по такому привычному и долгожданному, любимому всеми детьми празднику, как Новый год.
Разбираемся в датах!
Сейчас Новый год принято встречать в ночь с 31 декабря на 1 января. Это государственный праздник, официальный выходной со своими обязательными традициями – нарядной елкой, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, праздничным ужином, детскими стишками и песнями в новогодних костюмах. Ничего не напоминает?
А еще есть Рождество с 6 на 7 января для верующих христиан, которое тоже считается официальным праздником и тоже имеет свои традиции – праздничный ужин, свечи, подарки и библейские сценки, разыгрываемые детьми – в их числе.
И есть Старый Новый Год – праздник, исходя из названия, сам по себе абсурдный и не официальный, но тем не менее, прочно поселившийся в календаре в ночь с 13 на 14 января. Ух, тут уж не кисточку, а долото с молотком бы не обломать! Ну, глаза боятся, а руки делают.
Откуда взялся Новый Год?
Начнем с того, что праздника Новый год у славян и не было вовсе. Было понятие Новолетия, славянского праздника, от которого шёл счет лет. До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта, в день весеннего равноденствия (как в древнем Риме) или 14 сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января и праздновать праздник Василия Кесарийского.
Новым указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Наказали людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием. Произошла подмена важного славянского праздника.
При переходе на юлианское летоисчисление, старый день 1 января превратился в нынешнее 13 января. Светский праздник Нового Года остался и в новом календаре с датой 1 января, но его продолжили отмечать ещё и 13-14 января, ссылаясь на путаницу со «старым» и «новым» стилем.
Вот откуда взялись Новый и старый Новый Год! Мы выяснили, что оба эти праздника искусственные, «назначенные сверху». Славянский праздник новолетия — не тогда и не о том, а праздник Коляды – это совсем не Новый Год и даже не близко. Срок для праздничных колядок — един, неразрывно связан с движением Солнышка. В день Зимнего Солнцестояния рождается молодое Зимнее Солнце и поют славяне рождественские колядки, славя рождение Бога Коляды.
Что заменили Новым Годом?
А что же после колядок? Откуда появилась эта дата – ночь с 31 на 1? Не с потолка же её взял царь-реформатор? Был и у славян праздник в эту дату, который успешно подменили «заемным», искусственным Новым Годом. 29 декабря заканчивались развеселые колядки и начиналась подготовка к Сытному Заговенью, древнему обрядовому празднику, призванному обеспечить хороший урожай и мирное, сытное время до следующей зимы.
30 декабря хозяйки намывали дочиста избу, стирали, готовили угощения. Хозяин вычищал двор, устранял неполадки в постройках и домашней утвари, если таковые имелись, осматривал и окуривал травами домашнюю скотину. Дети помогали в меру сил, все были при деле. После все мылись в бане и одевались в чистое.
Праздник Сытного заговенья праздновался широко, щедро. Было принято наедаться — столы накрывали большим количеством еды, включая блюда из мяса, рыбы, молока и яиц. Принято было выносить на двор угощение Духам, чтобы скотина была здорова. Домовых и Предков призывали на ужин, величая их с почтением и любовью.
Были свои приметы на праздник:
Иней на снегу — урожай на овёс, иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели, а если ночью был иней, днем снег не выпадет. Вороньё чёрное каркает — к оттепели. Облачная или снежная погода в этот день предсказывала ненастный май.
Были и запреты, которые старались не нарушать:
Было не принято ругаться в этот день с близкими, особенно с детьми и родителями. Нельзя было отдавать еду с собой гостям и тем более, случайным незнакомцам. Помня про навий, что рыщут по Яви до самого Водокреса, к незнакомцам относились очень настороженно. Не брали у них денег, подарков, нельзя было и в долг просить.
Пост? Обязательно!
Сытное заговенье завершало колядки, а на следующий день, 1 января, начинался холодный пост. В некоторых источниках пост называют Карачуновским (мы же помним, кто такой Карачун?). Длился пост с 1 по 6 января, с Сытного заговенья до Водокреса. В это время уж никто и не думал о забавах да играх. Проводили очищающие обряды, изгоняли из домов и хлевов хворь да нечисть, выливали «переполох».
А к окончанию поста шли мужики в лес, искали и вырубали разлапистую сушину (сухое дерево с торчащими ветками), да тащили её в деревню. Сушину называли Бадняк, ставили за околицей, девки да жонки украшали Бадняк лентами, рисовали рот, кормили и поили как умирающего, пели поминальные песни.
А тем временем, со всей деревни стаскивали к Бадняку старую солому, не подлежащую починке утварь да ветошь и складывали в кучу. По окончании обряда Бадняк сжигали вместе с этой кучей. Огонь издревле считался очищающей силой и сгоревший («умерший») Бадняк забирал с собой все худо, что могло завестись в селении за это время.
Фальшивый праздник?
Вот такой обрядовый праздник подменили славянам современным Новым годом. Вместо ритуального ужина, Почитания Духов и Предков, зачина на новый урожай и благополучие, подготовки к очищению и заботы о здоровье и чистоте – алкогольные возлияния, кривляки из телевизора, грохот хлопушек и крики за окном, мешающие заснуть.
А христианам ещё хуже – ведь перед Рождеством Христа полагается Пост, соблюдаемый с 26 ноября по 6 января. И как же вписать сюда Новый Год с его обильным застольем? Никак. Идея с подменой славянских праздников была хороша – заменили народные названия на имена святых, подменили смысл согласно религиозной доктрине – и готово.
Но праздничный календарь славян-земледельцев четко привязан к природным событиям, а христианский – «плавающий». Да ещё смены календарей и воля царей… Вот и получается теперь, что у христиан то Новый год посреди поста, то Масленица в разгар зимы. Не позавидуешь.
Так что же празднуем 31 декабря? И надо ли вообще праздновать? Или праздновать, но так, как это делали наши Предки, отрицая традиции современного «ненастоящего» Нового года?
Об этом поговорим в следующей статье, в понедельник 18 декабря. Не пропустите!