Прошедшим летом завершилась модернизация знаменитого самолета Ил-96. Этот процесс занял более 30 лет и в значительной степени был вызван усовершенствованием двигателя. Однако, можно ли пойти ещё дальше и добиться ещё более впечатляющих результатов?
История создания Ил-96 началась ещё в 70-х годах, когда возникла потребность в новом самолёте для дальнемагистральных перевозок. Оригинальная концепция предусматривала создание модели Ил-86Д с четырьмя двигателями НК-56 (каждый мощностью 18 000 кгс). Однако, по ряду причин было решено отказаться от НК-56 в пользу двигателя ПС-90 с меньшей тягой. Это привело к значительным изменениям в конструкции самолёта: уменьшению длины фюзеляжа, увеличению площади крыла и сокращению пассажирской вместимости. Более того, интерьер и оборудование салона были значительно улучшены. Таким образом, получился совершенно новый самолёт, известный как Ил-96.
Первый полёт новой модели Ил-96-300 состоялся 28 сентября 1988 года. С тех пор было выпущено 29 самолётов этой модели. В настоящее время Ил-96-300 состоит в авиапарке авиакомпании "Россия" и служит президентским самолётом Российской Федерации.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЁТА ИЛ-96-300:
- Двигатели самолёта — ПС-90А (4 х 16 000 кгс);
- Размах и площадь крыла — 60,10 м х 391,60 м2;
- Длина и высота самолёта — 55,35 х 17,57 метров;
- Пассажировместимость — более 300 человек;
- Его взлётная масса — 240 тонн;
- Масса пустого снаряженного самолёта — 122,30 тонны;
- Его крейсерская скорость — 900 км/ч;
- Дальность полёта с пассажирами и багажом — 9000 километров;
- Его максимальная высота полёта — 13 100 метров.
Решение о создании новой модели самолета положило крест на возможности модернизации и серийного производства Ил-86, который был более легким и вместительным. Однако новая модель не получила большой популярности ни в России, ни за рубежом. Тем не менее, был разработан запасной план - создание грузовой версии Ил-96Т. Однако, из-за оставшихся без изменений двигателей, этот самолет не был востребован, поскольку не мог полностью использовать свою грузоподъемность. К сожалению, проект заглох в 90-е годы, несмотря на его перспективность для Министерства обороны.
В 2007 году был разработан двигатель ПС-90А1 с увеличенной тягой - 17 400 кгс. Он стал базой для создания новой грузовой модели Ил-96-400Т и отправной точкой для дальнейших разработок. Увеличение подъемной силы с помощью четырех двигателей стало значимым достижением.
Благодаря ПС-90А1 в 2015 году появилась новость о создании самолёта Ил-96-400М для дальнемагистральных полётов и он действительно появился. Этот самолёт имеет удлинённый фюзеляж на 9,35 метра и может перевозить до 370 пассажиров в сравнении с предшественником, способным вместить всего 300 человек. Эта модель стала результатом усовершенствования, которое включало удлинение фюзеляжа, обновление электронных систем и оборудования, установку более мощных двигателей и замену ряда компонентов. В октябре 2023 года самолёт успешно прошёл свой первый испытательный полет, который длился 26 минут на высоте двух тысяч метров при скорости 390 км/ч.
Конечно, можно на порядок улучшить и саму конструкцию Ил-96. Например, установить два более мощных двигателя вместо четырёх. Альтернативное решение возможно, так как два двигателя в некоторых случаях могут быть предпочтительней четырех. Однако, это потребует изменений в конструкции крыла, а также пересмотра системы топлива и проводки.
Очень важно, чтобы Россия имела свой собственный широкофюзеляжный самолёт без обязывающего партнёрства с каким-либо другим государством, чтобы например не получилась история, как с самолётом-амфибией Бе-200, где строят самолёт в Таганроге, а двигателей своих нет, и мы вынуждены были до 2014 года покупать моторы Д-436 в Запорожье на заводе "Мотор Сич". Возможно, в будущем и будет проведена такая модернизация красавца-самолёта Ил-96. В настоящее время этот самолёт славится своей надёжностью, и мы надеемся, что после проведения ремоторизации надёжность самолёта сохранится, а в экономичности он только приобретёт.