За плечами – сотни репетиций и десятки премьер, открытие новых талантов и воплощение в жизнь самых смелых творческих находок, а еще – взрывы хохота и слезы зрителей, заслуженные овации и крики «браво». Всё это о народном молодежном театре миниатюр «Сафіт» Барановичского госуниверситета, который празднует 25-летний юбилей.
«Наш край» попросил создателя и бессменного руководителя театра Анну Грезе раскрыть секрет долголетия ее любимого детища и рассказать о том, как коллективу за четверть века удалось не растерять, а только приумножить свой запал, мастерство и уникальность.
«Это было просто бомбически!»
Во-первых, нужно сразу пояснить, как так вышло, что самому вузу 20 лет будет лишь в следующем году, а университетскому театру уже сейчас – на пять больше. Всё дело в том, что «Сафіт» вырос из студенческого театра эстрадных миниатюр («СТЭМ»), который когда-то Анна Грезе придумала и создала в Барановичском государственном высшем педагогическом колледже (будущие факультет педагогики и психологии и лингвистический факультет БарГУ), где работала в отделе по воспитательной работе.
– Я пришла туда в августе 1998 года, а уже 10 декабря мы вместе с талантливыми студентами представили на суд зрителя жизнеутверждающую литературно-театральную композицию «Прекрасное есть жизнь». И эта премьера была по-настоящему громкой! Ведь в этот день в колледже проходила международная конференция с представителями Болгарии, Польши, России, Украины, Беларуси. А мы сумели удивить, применив во время своего выступления слайды, которые были тогда в новинку, и театр теней. Говоря молодежным языком, это было просто бомбически! Такого успеха мы и сами не ожидали: обнимались, целовались, визжали от радости, – вспоминает Анна Владимировна. – Именно эту дату, когда театр прошел свое «боевое крещение», мы и считаем днем его рождения.
Когда в 2004 году в Барановичах был создан университет, театр при поддержке администрации вуза продолжил действовать уже там, сменив название на «Сафіт».
– Софит – это осветительный прибор, который используется для освещения сцены. То есть, во-первых, это название символизирует яркость нашего театра, актеров, постановок, а во-вторых, говорит о том, что мы своим творчеством способны подсветить разные стороны человеческой жизни: как светлые, так и проблемные, – расшифровала такой выбор названия наша собеседница.
Уже в 2009 году театр был удостоен звания «народный», которое успешно подтверждает раз в три года. Вместе со своим руководителем студенты готовят миниатюры, пародии, рецитации и постановки, которые не только показывают на сцене родного вуза, но и украшают ими городские мероприятия, представляют Барановичи на областных и республиканских конкурсах, становясь их победителями и призерами.
Мы вырастили директоров и депутатов
Сегодня в составе народного молодежного театра «Сафіт» – 45 юношей и девушек, но не будет преувеличением сказать, что за эти годы он стал родным для многих сотен студентов. Есть и несколько примеров, когда, вылетев из-под крыла «Сафіта» в другие города, выпускники стали вести там театральные кружки.
Среди представителей «золотого поколения» театра Анна Грезе называет эмоциональную и экспрессивную актрису Татьяну Рудковскую (ныне – директор Барановичской централизованной библиотечной системы), энергичного и инициативного Павла Попко (депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси). Вспоминает, как здорово играли, сами придумывали сценки, разрабатывали костюмы Эмма Захарова (главный специалист отдела идеологической работы и по делам молодежи горисполкома) и Денис Банкевич (директор СШ № 13). На протяжении 10 лет правой рукой Анны Грезе был Евгений Гурин, которого многие знают как ведущего значимых городских мероприятий, свадеб и директора праздничного агентства «Твой день».
Как правило, новые лица в коллективе появляются в начале каждого учебного года. Некоторых будущих актеров помогает выявлять университетский конкурс «Таланты БарГУ» (его, кстати, тоже придумала Анна Грезе), кто-то приходит попробовать свои силы сам, узнав о театре от старшекурсников.
– Я стараюсь сразу донести до наших «новобранцев», что театр – это коллективная ответственность. Если на репетицию не придет Иванов, Петров, Сидоров – всё развалится и остальные просто потеряют время. У нас есть даже свой театральный кодекс, где есть такие правила, как «слово режиссера – закон» или «один за всех, все – за «Сафіт», – рассказала Анна Владимировна. – Поэтому костяк формируется из тех, кто готов по-настоящему жить театром, буквально лететь на репетиции или, если нужно, отложить все дела, чтобы выступить в выходные. И ребята молодцы: вертятся, проявляют настоящие чудеса самоорганизации, успевая всюду. Ведь опыт показывает, что наши актеры и учатся, как правило, на хорошо и отлично.
От смешного до грустного
По словам руководителя театра, секрет его долголетия и процветания в том, что среди молодежи всегда очень много талантливых, интересных, ярких личностей, хоть некоторым и нужно помочь раскрыться. Каждый набор студентов добавляет в актерскую палитру «Сафіта» новые краски.
– «В человеке я люблю свет», как говорил Экзюпери. И этот свет есть во всех наших актерах, даже если их роли, на первый взгляд, незаметны. Я им всегда говорю: не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры. Кто-то и в главной роли может быть «ни о чем», а кто-то выйдет на сцену на минуточку, с одной лишь фразой, а то и вовсе молча, – и зал будет покорен, – поделилась опытом Анна Грезе. – Нашему театру под силу всё: от смешного до грустного. Актеры изображают мимов (кстати, грим мастерски умеют накладывать себе сами), катаются по сцене на роликах, а какой мы остросоциальный мюзикл-пародию про Муху-Цокотуху поставили! Там же целый триллер был, благодаря которому мы в очередной раз подтвердили звание «народный» в Бресте. Большой успех в прошлом году среди молодежи города имела и наша постановка-притча «Эйфория», которая четыре раза прошла при аншлаге. А когда мы ставили драматический спектакль о войне «Диалог эпох», во время репетиций просто обливались слезами, а за нами потом – и зрители. Театр ведь помогает взращивать в человеке человеческое. Я уверена, что ни один из моих студентов, которые всё это прожили, прочувствовали, пропустили через себя, никогда не поступит плохо, не пройдет мимо несправедливости.
Сейчас ребята студенты-артисты вместе со своей «театральной мамой» вовсю репетируют новогодний спектакль (каждый год они умудряются придумывать что-нибудь эдакое). А там уж не за горами и очередная защита звания. В общем, дел невпроворот!
– Я уже не представляю своей жизни без театра, без нашей талантливой молодежи! Это моя семья, моя отдушина, мое спасение и вдохновение, – призналась Анна Грезе. – Театр дарит крылья! И мне, и актерам, и зрителям.
Елена РАКУТЬ