Найти тему
Евгений Горохов

Дядя Джо ничего не понял.

Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме, в нём  с 17 июля по 2 августа 1945 года проходила   конференция глав правительств стран союзниц по антигитлеровской коалиции.
Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме, в нём с 17 июля по 2 августа 1945 года проходила конференция глав правительств стран союзниц по антигитлеровской коалиции.

К июню 1945 года у американцев было три атомные бомбы: «Малыш», «Толстяк» и «Штучка». Первая была урановая, а две последние плутониевые. Взрыватель в «Малыше» собран по «пушечной схеме». Она простая и надёжная, сомнений не вызывала. «Штучка» и «Толстяк» плутониевые бомбы, взрыватель в них собран по «имплозивной схеме». По расчётам всё выходило нормально. Но как будет на практике?!

Американцы решают испытать на полигоне в Аламогордо штат Нью-Мексико атомную бомбу «Штучка». Взрыв провели 16 июля 1945 года в 5 часов 30 минут, всё прошло штатно.

Президент США Франклин Рузвельт умер 12 апреля 1945 года, обязанности главы государства стал исполнять вице-президент Гарри Трумэн. До того момента, пока он не вступил в должность президента США, Трумэн ничего не знал о «Манхэттенском проекте». Зато о нём было прекрасно осведомлено руководство Советского Союза. О том, как советская разведка добывала ядерные секреты США увлекательно рассказано в книге Евгения Горохова «Операция «Эномороз»». Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/

Во время испытания атомной бомбы президент Трумэн находился в немецком городе Потсдам. С 17 июля по 2 августа там проходила конференция лидеров СССР, Великобритании и США. Трумэн рассчитывал получить от Сталина подтверждение, что СССР объявит войну Японии. Без помощи Советского Союза американцам пришлось бы воевать с Японией ещё год.

Когда Гарри Трумэн получил отчёт от генерала Гровса об испытании атомной бомбы, и показал его Уинстону Черчиллю. Тот стал подбивать президента США на то, чтобы он сообщил об атомной бомбе Иосифу Сталину. Окружение президента Соединённых Штатов было категорически против того, чтобы он говорил про атомную бомбу Сталину. Однако, идея попугать лидера Советского Союза атомной бомбой, гвоздём засела в мозгу «Железного Гарри». Вечером 24 июля после окончания очередного рабочего дня конференции, все делегации вышли из дворца Цецилиенхорф на улицу. Гари Трумэн подошёл к Сталину и сказал:

«Нам удалось создать оружие огромной разрушительной силы».

Переводчик Владимир Павлов перевёл Сталину всё, что сказал президент США. Однако Иосиф Виссарионович никак не отреагировал на это сообщение. Он попрощался с Трумэном, и сел в бронированный ЗиС – 115. К Трумэну подошёл Уинстон Черчилль.

«Кажется, дядя Джо так ничего и не понял», - разочарованно произнёс премьер – министр Великобритании. О том, что было дальше, расскажу в следующей статье.