Киев оказывается все сильнее зажатым в тиски двух кризисов — внешнего, связанного с резким сокращением западной военной и финансовой помощи, и внутриполитического: оппозиционные политики начинают готовиться к будущим выборам и все смелее атакуют действующую власть за провальную политику последних двух лет.
Очередная попытка сената Конгресса США вынести на рассмотрение законопроект Белого дома, предусматривающий финансирование Украины в 2024 году, пока закончилась безрезультатно: демократы и республиканцы привычно увязли в межпартийных сварах. Однако это вовсе не означает, что Киев оказался «на голодном пайке» и со дня на день его армия развалится. Вашингтон сохранил ресурсы для оказания помощи Украине, которые пока способны удержать ее от разгромного поражения. Есть еще время и для межпартийного компромисса.
При этом сокращение помощи Запада не только заставляет Киев задумываться о переговорах с Москвой, но и становится триггером для украинской внутриполитической борьбы. Кроме того, судя по тому, как внезапно осмелели политики в Киеве, США не отказались от идеи провести на Украине президентские и парламентские выборы весной 2024 года. Хотя украинские власти отрицают такую возможность, все политические силы страны фактически начали подготовку к предвыборной кампании.
Заграница не поможет
Перед рассмотрением пакета помощи Украине, Израилю и Тайваню в 105 млрд долларов (из которых 61 млрд планировалось направить Киеву) в сенате американские политики не скупились на громкие заявления.
«Республиканцы в Конгрессе угрожают прекратить поддержку Украины, если им не удастся протолкнуть свою крайне ангажированную пограничную политику. Это политический шантаж, чистый и простой. Ставки слишком высоки, а последствия слишком значительны, чтобы балансировать на политической грани», — заявил Джо Байден. А возможный провал своего законопроекта глава Белого дома охарактеризовал как «самый большой подарок» президенту России Владимиру Путину, «на который он когда-либо мог надеяться», и отказ «от нашего глобального лидерства».
Байден пошел дальше и заявил, что если Россия установит свой контроль над Украиной, то после этого нападет на страну НАТО. Хочется надеяться, что американский президент еще сохраняет относительную адекватность и сам не верит в угрозы, которые привел ради красного словца.
А директор офиса Бюджетного управления США Шаланда Янг направила письмо в Конгресс. «Я хочу четко объяснить: без действий Конгресса до конца года у нас закончатся ресурсы, чтобы закупить больше оружия и оборудования для Украины и обеспечить оборудование по военным запасам США… Нет ни одного волшебного горшка, в котором нашлись бы средства. У нас закончились деньги и почти кончилось время», — заявила она.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью немецкому телеканалу Das Erste сказал, что ситуация на Украине «критическая», и призвал ждать оттуда «плохих новостей», подтвердив, что члены Альянса не в состоянии поставить Украине требуемое количество вооружений и боеприпасов.
Перед американскими сенаторами хотел выступить президент Украины Владимир Зеленский, чтобы попытаться убедить их в необходимости дальнейшего содержания Киева. Однако онлайн-выступление Зеленского не состоялось, чему украинские чиновники придумали разные объяснения. Например, министр обороны Рустем Умеров заявил, что помешала война, «ситуация меняется», не уточнив, что конкретно произошло. А посол Украины в США Оксана Маркарова пояснила, что Зеленский хотел пообщаться с сенаторами, но поскольку «обсуждались не только вопросы Украины, а и в том числе вопросы внутренние», ему пришлось отказаться.
То есть повторилась ситуация, сложившаяся во время сентябрьского визита Зеленского в Вашингтон: конгрессмены в очередной раз не захотели слушать украинского президента, которого они небезосновательно считают ответственным за разворовывание американской помощи.
Судя по сообщениям американской прессы, до обсуждения Украины у сенаторов дело даже не дошло, они разругались на стадии обсуждения положения на южной границе США. Ежедневно мексиканско-американскую границу пытаются пересечь до 12 тысяч человек, и сенаторы-республиканцы требуют увязать оказание финансовой помощи иностранным государствам с наведением порядка на юге.
Главком ВСУ Валерий Залужный
Источник: ZUMA\TASS
Старания украинского президента в виде истерик по поводу политических амбиций главкома не прошли даром: Зеленский смог убедить украинцев в том, что Валерий Залужный — перспективный политический деятель
В итоге законопроект не был вынесен на рассмотрение высшей палаты, где большинство принадлежит демократам. Что тогда говорить о его шансах пройти утверждение в палате представителей, где большинство голосов принадлежит республиканцам?
Тем временем германский Институт мировой экономики в Киле (IfW) подсчитал, что за период с августа по октябрь текущего года объемы западной помощи Украине сократились на 87% — до 2,11 млрд евро (за август‒октябрь прошлого года было предоставлено 16 млрд евро).
Но Вашингтон все же оставил лазейку для оказания небольшой военной помощи Киеву без согласия законодателей. В мае этого года Пентагон сообщил, что он «слегка ошибся», выделяя оружие Киеву, а после пересчета обнаружил, что потратил на 5,2 млрд долларов меньше, чем думал.
Как можно ошибиться на 5 млрд, отправляя Украине оружия на 44 млрд долларов, — это отдельный вопрос к американским военным финансистам. Но, как бы там ни было, по словам официального представителя Пентагона Пэта Райдера, его ведомство располагает 5,9 млрд долларов неиспользованной помощи Украине. Исходя из этих возможностей США объявили о выделении Украине пакета в 175 млн долларов, в который вошли ракеты для систем ПВО, боеприпасы для HIMARS, артиллерийские снаряды, высокоскоростные противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, противотанковое вооружение и боеприпасы для стрелкового оружия.
Двумя неделями ранее, во время визита министра обороны США Ллойда Остина в Киев, было объявлено о выделении пакета военной помощи на сумму 100 млн долларов, в который также вошли артиллерийские боеприпасы, средства ПВО и противотанковые вооружения. Объемы и номенклатура этих поставок не предполагают нового украинского наступления, а лишь призваны помочь украинской армии высидеть в глухой обороне, и средств для этого должно хватить как минимум на год — до президентских выборов в США.
Впрочем, как стало известно украинской прессе, во время визита Остина в Киев украинская сторона представила ему новые расчеты Генштаба, которые должны обеспечить возможность выйти на «границы 1991 года». Теперь Киев якобы нуждается в оружии на 350‒400 млрд долларов, в том числе в 17 млн артиллеристских снарядов. Издание «Украинская правда», рассказавшее об этом, заявляет, что глава Пентагона, «мягко говоря, удивился, потому что во всем мире не собрать столько снарядов».
Совершенно очевидно, что таких денег и объемов вооружений США не выделят Украине ни при каких обстоятельствах, даже если украинская армия поклянется дойти до Охотского моря. Таким образом, Киев продолжает свыкаться с необходимостью жить по средствам, что, в свою очередь, заставляет задумываться о новом этапе мирных переговоров с Москвой.
Естественно, украинская переговорная позиция будет намного хуже, чем весной прошлого года, а к весне 2024-го могут произойти еще более катастрофические для Киева перемены.
Борьба Зеленского за выживание
Зеленский, судя по всему, уже смирился с мыслью о необходимости готовить украинское общество к перспективам мирных переговоров с Россией. Если еще месяц назад статья главкома ВСУ Валерия Залужного в The Economist с утверждениями, что ситуация на фронте оказалась в тупике, вызвала резкую критику президента, пообещавшего продолжить наступление, то в последние дни тон его заявлений изменился. Тридцатого ноября Зеленский провел совещание с военными, на котором обсуждались планы строительства оборонительных сооружений от Донбасса до Западной Украины.
Недавние откровения лидера парламентской фракции «Слуга народа» в украинском парламенте Давида Арахамии, возглавлявшего делегацию Украины на мирных переговорах в Беларуси и Турции весной 2022 года, вероятнее всего, преследуют цель остудить военный задор части украинского общества.
Напомним, Арахамия подтвердил, что полтора года назад Москва была готова остановить военные действия в обмен на нейтральный статус Украины. Однако, по его словам, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон отговорил украинские власти от подписания мирного соглашения. В итоге сегодня у Киева нет оружия, нет денег — да и Джонсону уже не предъявишь претензии за дурной совет.
Экс-президент Украины Петр Порошенко
АННА МАРЧЕНКО/ТАСС
У Порошенко огромный антирейтинг: ему не доверяют 73% украинцев. Казалось бы, это делает его идеальным соперником для Зеленского, однако вместо того, чтобы помочь коллеге попасть во второй тур, власть на чала вставлять политику палки в колеса
Тем временем украинское общество, перегретое пропагандой о скорой победе над Россией, тоже начинает потихоньку приходить в себя. Согласно данным последнего опроса группы «Рейтинг», 44% опрошенных украинцев заявили о готовности к компромиссам на мирных переговорах, а за продолжение боевых действий выступили 48% респондентов.
Зеленский дрейфует в сторону возможности перемирия с плохо скрываемым раздражением, поскольку прекращение военных действий сулит ему массу проблем. Прежде всего, отмена военного положения означает необходимость проведения президентских и парламентских выборов. Даже сегодня, когда на телевидении гайки закручены до предела, наблюдается медленное, но уверенное разочарование избирателя в Зеленском и его партии. Как только цензура военного времени будет отменена, политические оппоненты действующей власти неизбежно поднимут вопрос о разворовывании командой президента значительной части финансовой и материальной помощи Запада.
Кроме того, пытаясь отбить у Валерия Залужного желание заниматься политикой, власти явно перешли последнюю черту, отделяющую жесткую политическую борьбу от террора. В частности, один из ближайших помощников Залужного майор ВСУ Геннадий Частяков получил на свой день рождения подарочный набор с гранатами, которые взорвались при открытии «подарка». А поспешность, с которой правоохранительные органы Украины охарактеризовали произошедшее как несчастный случай, возложив вину на погибшего, не оставила сомнений в причастности властей к произошедшему.
Экс-президент Украины Петр Порошенко
Источник: АННА МАРЧЕНКО/ТАСС
У Порошенко огромный антирейтинг: ему не доверяют 73% украинцев. Казалось бы, это делает его идеальным соперни ком для Зеленского, однако вместо того, чтобы помочь коллеге попасть во второй тур, власть на чала вставлять политику палки в колеса
У Зеленского очень мало шансов гарантировать себе личную безопасность в случае проигрыша президентских выборов. Однако и сидеть в глухой обороне, без проведения выборов, для него представляется стратегическим тупиком: ситуация в стране будет постепенно ухудшаться, личный рейтинг Зеленского неуклонно снижаться, и таким образом он упустит все шансы на переизбрание.
Конкуренты Зеленского
Главным политическим конкурентом действующего президента Украины стал Валерий Залужный, не сделавший при этом ни одного политического заявления. Удивительно, но именно безосновательная политическая ревность Зеленского и его страх перед появлением противника из рядов армии и породили феномен Залужного.
Первоначально о раздражении Зеленского в отношении командующего армией заговорила западная пресса, затем сам украинский президент зачем-то подтвердил эти слухи. «Если военный решил заниматься политикой, это его право, тогда он должен идти в политику, и тогда он не сможет заниматься войной. Если вы управляете войной, имея в виду, что завтра вы будете заниматься политикой или выборами, то на словах и на передовой вы ведете себя как политик, а не как военный, и я считаю, что это огромная ошибка… При всем уважении к генералу Залужному и ко всем командирам, которые находятся на поле боя, есть абсолютное понимание иерархии, и это все, и не может быть два, три, четыре, пять. Согласно закону, и во время войны это не может даже обсуждаться. Это не ведет к единству нации», —заявил недавно Зеленский в интервью изданию The Sun.
«Украинская правда», имеющая возможность общаться в непринужденной обстановке с рядом высших украинских чиновников и военных руководителей, попыталась выяснить, откуда у Зеленского такая неприязнь к Залужному. В итоге прессе удалось восстановить хронологию событий. Собеседники издания заявили, что Зеленский забеспокоился еще весной 2022 года, когда опросы общественного мнения показали, что институту президента доверяли 93% граждан страны, а Вооруженным силам — на пять процентов больше, 98% украинцев.
Глава офиса президента Андрей Ермак с тех пор постоянно раздувал в глазах Зеленского угрозу со стороны Залужного. Ермак за последние три года, играя на страхах и слабостях шефа, смог оттеснить его самое ближайшее окружение, замкнув на себя решение большинства вопросов не только бывшей президентской администрации, но и правительства. Вряд ли он сам верил, что Залужный действительно представляет угрозу, скорее зарабатывал политические очки. Неслучайно издание Politico включило главу офиса президента в рейтинг самых влиятельных людей Европы, тем самым намекая на степень несамостоятельности и неадекватности самого Зеленского.
По информации журналистов, паранойя президента в отношении Залужного в последнее время выливается в то, что он дает указания командующим Сухопутными войсками или Военно-воздушными силами минуя главкома ВСУ, который, в свою очередь, узнает об этих указаниях от своих подчиненных. Это настолько раздражает украинского главкома, что, по данным «Украинской правды», Залужный пожаловался на этот факт главе Пентагона во время его визита в Киев. И об этом стало известно президенту.
Известный украинский военный журналист Юрий Бутусов на днях подтвердил эти данные и обвинил президента в разделении ВСУ на две части и нарушении иерархии в армии: «Ставка Верховного главнокомандующего фактически поделила действующую армию на две крупные группировки. В одной группировке командует командующий Сухопутных войск Сырский, в другой группировке командует напрямую Залужный — главнокомандующий ВСУ, которому, якобы, Сырский должен подчиняться. Фактически два главнокомандующих. Половину фронта один, половину фронта второй. И каждый сам по себе руководит армией».
Старания украинского президента в виде его истерик по поводу политических амбиций главкома не прошли даром: Зеленский смог убедить украинцев в том, что Залужный — политический деятель. Согласно закрытому социологическому опросу группы «Рейтинг», проведенному 3‒7 ноября, данные которого просочились в прессу, если бы президентские выборы состоялись сегодня, за Зеленского проголосовало бы 41,5% избирателей, за Залужного — 26,9%.
Однако при моделировании второго тура президентских выборов с участием Зеленского и Залужного за действующего президента готовы проголосовать практически те же 42%, а за главкома ВСУ уже 40% опрошенных. Надо признать, это довольно выдающийся результат для человека, не сделавшего ни одного политического заявления и не объявлявшего о намерении участвовать в президентских выборах.
В 2019 году Зеленский победил действующего президента Петра Порошенко благодаря протестному голосованию: тогда избиратель хотел перемен. Сегодня история повторяется, и Зеленский вынужден бороться не с популярностью своего соперника, а с усталостью граждан от собственной фигуры.
Зеленского пока удерживает от желания отправить Залужного в отставку всего два обстоятельства — популярность главкома в армии (неизвестно, как отреагируют военные, которые ненавидят политическое руководство за воровство) и то, что после отставки бывший главком может начать полноценную предвыборную кампанию. Ходят также слухи, что отставке Залужного противятся и в Пентагоне.
Не забывает Зеленский и про других политических конкурентов. Например, экс-президент Украины Петр Порошенко собирался посетить Польшу, Венгрию и США, чтобы лоббировать помощь стране, а заодно напомнить Западу о своей скромной политической фигуре. Согласно последнему опросу «Рейтинга», за Порошенко на президентских выборах готовы проголосовать лишь 4% опрошенных. Кроме того, согласно опросу общественного мнения, проведенного Центром Разумкова в сентябре этого года, Порошенко сохраняет огромный антирейтинг: доверяют экс-президенту 16,9% украинцев, а не доверяют 73,1%.
Казалось бы, это делает Порошенко идеальным соперником для Зеленского, однако вместо того, чтобы помочь коллеге попасть во второй тур, власть начала вставлять политику палки в колеса. При попытке экс-президента пересечь границу, ему было отказано в праве на выезд. Порошенко назвал произошедшее «антиукраинской диверсией», заявил, что тем самым была сорвана его встреча со спикером палаты представителей Конгресса США Майком Джонсоном и предложил «самим догадаться», кто дал команду не выпускать его из страны.
046_expert_50-1.jpg Украинские надгробия на военном кладбище в Старобельске
АЛЕКСАНДР РЕКА/ТАСС
После суток размышлений Служба безопасности Украины наконец-то выдвинула версию, почему экс-президента не выпустили за границу. По сообщению СБУ, Порошенко планировал встречу с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, «который системно выражает антиукраинскую позицию», а Россия рассчитывала использовать эту встречу в «своих ИПСО против Украины». В общем, как могли спасали Порошенко от греха.
Тем временем еще один известный политический деятель, мэр Киева Виталий Кличко, в интервью Der Spiegel заявил, что Украина движется к авторитаризму, где «все зависит от прихоти одного человека. «Сейчас существует только один независимый институт, но на него оказывается огромное давление: местное самоуправление».
Кличко давно недоволен Зеленским. Президенту показалось мало освоения госбюджета, и с 2019 года его команда предпринимала попытки перехватить контроль над столичными финансами. Все это время Кличко терпел, но сегодня решил, что настало время атаковать Зеленского. Согласно опросу «Рейтинга», за Кличко на президентских выборах готовы проголосовать всего 1,1% украинцев. По данным Центра Разумкова, доверяют мэру Киева 43,7% опрошенных, а не доверяют 39,5%.
Как и Порошенко, Кличко в одиночку не представлял для Зеленского опасности. Однако благодаря своей ревнивости, жадности и недальновидности президент ударными темпами формирует против себя настоящую коалицию, причем вокруг Залужного, представители которой обладают политическим опытом, финансовыми и медийными ресурсами.