Как одноразовый сеанс перерос в 8-летний проект. Выставка Клуба рисовальщиков движущейся натуры.
Более 900 набросков занимают стены бетонного зала ГРАУНД Солянки. Масштабная инсталляция «Партитура движения» — результат одноименного проекта, одного из самых успешных и самого, на данный момент, долгоиграющего в истории ГРАУНДа. Первая «Партитура» стартовала более 8 лет назад, еще в пространстве ГРАУНДа на Песчаной улице. В рамках выставки «Визуальная партитура» Катя Бочавар придумала перформанс, который соединил в себе самую медленную в мире танцевальную традицию — танец буто и классическую практику рисования с натуры.
Рисование с натуры — неотъемлемая часть классического художественного образования. Для этой дисциплины характерен аналитический подход к изображению предмета, будь то тело модели, гипсовый слепок, любой другой неподвижный объект. Статичность предмета является определяющим мотивом. Идея объединить строгость традиционной академической дисциплины с неторопливым танцем и стала, в итоге, тем революционным решением, которое не только позволило создать на базе разового перформанса нечто новое, но и подарило проекту гибкость и долговечность.
После первого перформанса участники захотели новых сеансов. Так, разовый проект вышел за рамки первоначального замысла, стал самодостаточным и, в итоге, превратился в одну из визитных карточек ГРАУНДа. Неожиданным образом пандемия не только не убила «Партитуру», но и позволила ГРАУНДу в значительной степени расширить географические рамки проекта. К онлайн-трансляциям присоединились художники и танцоры не только из России, но и из Германии, Аргентины, Японии, США. За всё время проведения в проекте приняли участие более полутора тысяч перформеров и художников из 35 стран мира.
Что привлекательного находят для себя участники в этом проекте? Для художника — это вызов, возможность испытать мастерство и, одновременно, по-новому взглянуть на знакомую дисциплину, оживить восприятие.
«Хочется себя испытать. Первоначально привычка рисовать с натуры уже стала неотъемлемой частью творческого метода и, поскольку у меня был достаточно большой опыт в этом деле и я много лет связана с рисованием и академическим рисованием, мне стало интересно, — делится своими впечатлениями Анастасия Врубель, художник, скульптор, преподаватель кафедры монументальной скульптуры Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. На проекте она с 2017 года и, по ее словам, опыт стал решающим не только в рамках профессионального роста, но и дал возможность разобраться в себе. — Я, как человек глубоко приверженный художественному мастерству, верю в него и вся моя жизнь вокруг него крутится. И мастерство это в трудную минуту чисто психологически спасает человека, помогает ему. Когда я смотрю на танцоров, то понимаю — что бы ни происходило в их жизни, они настолько открыты, так владеют своим телом, что могут выйти на ковер и прожить этот момент как он есть. И я могу прожить этот момент вместе с ними. Это выручает».
Со своей стороны, перформеры тоже отмечают отработку травматического опыта в рамках сессий «Партитуры». «Никакой программы и никакой подготовки. Партитура — это всегда экспромт, мощнейший эмоциональный выплеск для танцора. И если один сеанс — это одно эмоциональное состояние, одно тело, то на следующем телесность меняется и меняется наполнение. Каждая сессия — терапевтический сеанс для танцора, — подтверждает Ира Савина, графический дизайнер и преподаватель дизайна, перформер, ученица Яна Фабра. — Еще один важный момент для исполнителя — то, как художник видит его, насколько чисто может уловить нюансы переживаний. Нет задачи нарисовать движение, но нужно запечатлеть чувство. “Партитура” — “чистая" история, лишенная даже намека на театральность. Танцор обезличен, он сознательно не акцентирует внимание на себе, только транслирует через пластику и ничего более. Но и художник, как зеркало, отражает то, что видит. И это очень важно — получать отклик. Это не только приятно, но сверх нужно. Когда видишь отзывы художников и наблюдаешь себя в их работах со стороны, возникает мотивация и стимул к дальнейшей работе со своим телом».
Чистая или нет, но, как и требуют перформативные практики, пластика танцоров в рамках «Партитуры» это не просто движение тела, но и движение внутри тела, энергетика. Это ставит перед художником новые задачи.
«Есть навыки и сильное сопротивление. Нас учили рисовать неподвижное: скелеты, слепки, натурщиков. И то, что фигура движется — это вызов, — рассказывает Арсений Сергеев, художник-монументалист, куратор, преподаватель современного искусства. —Это совсем другое хитрое взаимодействие. Нужно найти графический ход, трассировку движения. Это новый уровень, переход от штудирования к чему-то совершенно иному. Художник и танцор двигаются синхронно».
В «Партитуре» принимают участие художники с самыми разными, иногда геометрально противоположными интересами в искусстве, как любители, так и профессионалы. Проект уникален тем, что уничтожает традиционную иерархию отношений между художником и моделью, тем самым высвобождая потенциал творческой энергии. Параллельно с этим конструируется совершенно новая концепция взаимодействия. Все зарисовки проходят под музыку, а в специально курированных программах — под живой аккомпанемент. Модель воспринимает музыку и передает эмоциональное состояние, художник фиксирует его на листе бумаги. Они — части единого механизма, лишенные эго. Только навыки, только творчество — равноправные партнеры, в одинаковой степени заинтересованные в сотрудничестве.
Итоги такой коллаборации — графические материалы, самые разные по направленности и исполнению, представлены на текущей выставке в ГРАУНД Солянке. Экспрессивные и строгие, игривые, прямолинейные, загадочные — совершенно разные как по технике, так и по манере исполнения. В экспозицию также вписаны видеоработы с «обратной связью» — перформеры конструируют свои движения, отталкиваясь от уже сделанных рисунков, а не наоборот, как в обычных сессиях. Также у посетителей есть редкая возможность создать свой собственный каталог выставки — выбрав из предложенных иллюстраций «Партитуры движения» те, что прямо при них, в галерее соберут в уникальный зин.
Выставка идет до 14 декабря включительно. Сессии «Партитуры движения» проходят каждое воскресенье в 15:00 (два 45-минутных занятия с перерывом в 15 минут).