Государственной Думой Российской Федерации отклонен законопроект № 404145-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (в части возврата провозной платы в случае болезни члена семьи или близкого родственника пассажира), который не должен был лететь совместно с пассажиром.
Законопроект был принят в первом чтении 17 октября 2018 г.
Изначально внесенный депутатом Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва Н.С Кувшиновой законопроект предусматривал изменения только пункта 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в части исключения слов «совместно следующих с ним на воздушном судне», что, по мнению авторов, предоставило бы возможность возвращать пассажиру провозную плату также в случае болезни члена его семьи либо близкого родственника, которые не должны были лететь совместно с пассажиром.
Действующая в настоящее время редакция пункта 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами.
В процессе доработки законопроекта ко второму чтению законопроект оброс дополнительным составом инициаторов законопроекта. В дополнение к депутату Н.С Кувшиновой присоединились еще 48 депутатов, которые своими поправками дополнили законопроект дополнительными нормами, предусматривающими новое основание для прекращения по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира, при наступлении которого пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
В качестве такого основания депутаты предлагали установить невозможность пассажира прибыть в аэропорт пункта отправления до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс по причине неблагоприятных природно-климатических условий, что подтверждается в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Ущербность предлагаемых поправок заключалась в том, что исходя из содержания редакции пункта 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации остается неясным, предмет правового регулирования нормативного правового акта, предусмотренного к разработке и утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, а именно, какой именно порядок, определяющий что или последовательность действий кого должна быть отражена в указанном нормативном правовом акте?
Законопроект (с учетом поправок депутатов) не раскрывал, что в конечном счете будет являться предметом правового регулирования нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, а именно, будет ли он содержать фактические критерии, обуславливающие уважительный характер опоздания пассажира на рейс в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями, так как наличие самих по себе неблагоприятных природно-климатических условий еще не подразумевает тот факт, что из-за них пассажир опоздал на рейс, т.е. в каждом конкретном случае всегда необходимо устанавливать причинно-следственную связь между двумя этими событиями.
Законопроект отклонен ввиду того, что расширение перечня случаев возврата провозной платы при отказе пассажира от воздушной перевозки приведет к ухудшению финансового положения авиакомпаний и необходимости увеличения стоимости билетов, а, соответственно, и необходимости принятия мер поддержки отрасли со стороны государства. А в настоящее время экономическое положение авиакомпаний существенно ухудшилось в результате прекращения полетов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а впоследствии в результате санкционных ограничений со стороны недружественных стран и значительного сокращения наиболее рентабельных международных перевозок.