Найти тему

СТАВИМ ЗВУКИ ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА (ЧАСТЬ 3. ЗВУК [Ч])

Сегодня продолжим разговор о шипящих звуках, а конкретно о способах постановки звука [Ч]

Артикуляция звука [Ч] в норме.

- губы выдвинуты вперед в форме «рупора»;

- зубы сближены, но не сомкнуты;

- кончик языка находится за верхними зубами, между языком и зубами сохраняется небольшая щель;

- боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам;

- средняя часть спинки языка приподнята;

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот;

- голосовые связки при артикуляции звука [Ч] разомкнуты;

- поток воздуха проходит по середине языка.

Какие могут быть варианты неправильного произношения звука [Ч].

1. Отсутствие звука

2. Межзубное произношение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание [Ч]. Слышится мягкий вариант [Т].

3. Губно-зубное произношение. При таком произношении вместо [Ч] слышится [Ф].

4. Боковой сигматизм. При боковом произношении воздушная струя проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.

5. Шипящее произношение. Слышен мягкий аналог звука [Ш].

6. Носовое произношение. Воздушная струя выходит через нос – слышен звук [Х] с гнусавым звучанием.

Также в результате недоразвития фонетико-фонематических процессов звук [Ч] заменяют на свистящие или на [Т].

Артикуляционные упражнения

1. «Заборчик»: улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Удерживаем положение под счет до 5.

2. «Бублик»: зубки плотно сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед так, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.

3. Чередуем «Заборчик» - «Бублик»

4. «Чашечка»: улыбаемся, рот открыт, язык высунут в форме чашки. Удерживаем в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд.

5. «Блинчик»: рот слегка приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе под счет до 10.

6. «Чистим зубки»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Ребенок двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.

7. «Вкусное варенье»: высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

8. «Грибок»: губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны. Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.

Способы постановки звука [Ч]

1. По подражанию

«В траве стрекочет кузнечик: Ч-Ч-Ч

Зеленый он, как огуречик: Ч-Ч-Ч»

С листочка на травинку прыг: Ч-Ч-Ч

И ускакал он в один миг: Ч-Ч-Ч»

-2

Поворачиваем ключик в замке: Ч-Ч-Ч

«Мишка спит, ты не шуми…

Тихо, тихо говори: Ч-ч-ч-ч-ч (указательный палец приложить к губам)»

-3

1. Постановка от других звуков

От звука [Ть]

Ребенок ставит широкий кончик языка перед альвеолами. Губы округлены и вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы сближены в форме правильного прикуса. Как при звуке [Ш].

Ребенок произносит быстро слоги ТИ-ТИ-ТИ. Воздушной струей ребенок целится в ладошку (ладошка располагается снизу ото рта, напротив подбородка).

Чтобы помочь ребенку, можно большим и средним пальцами нажать на щеки ребенка ближе к уголкам рта. Этим движением выдвигаем вперед губы ребенка.

Слышим ЧИ-ЧИ-ЧИ.

От правильных звуков [Ть] и [Щ]

Ребенок выдвигает губы «рупором», и быстро и резко произносит сочетание звуков ТьЩ – ТьЩ – ТьЩ. Слышим [Ч].

3. Постановка с механической помощью

Ребенку предлагаем несколько раз произнести звук [Ть], обратив внимание на смычку языка с альвеолами. И постепенно шпателем, заведенным под язык, отодвигаем язык назад, пока не услышим четкий звук [Ч].

Если звук получился, отрабатываем его без шпателя.

После постановки звуков начинаем их автоматизировать. На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение, затем в словах, в предложениях.

Параллельно с автоматизацией проводим дифференциацию звуков.

ПОСОБИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ч и Ть

Что на даче (предметы со звуком Ч), что в теремке (слова со звуком Ть)

Пособие для дифференциации звуков Ч и Ть
Пособие для дифференциации звуков Ч и Ть
-5

Понравилась статья, ставим лайк и подписываемся на канал!
Понравилась статья, ставим лайк и подписываемся на канал!