Сегодня продолжим разговор о шипящих звуках, а конкретно о способах постановки звука [Ч]
Артикуляция звука [Ч] в норме.
- губы выдвинуты вперед в форме «рупора»;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- кончик языка находится за верхними зубами, между языком и зубами сохраняется небольшая щель;
- боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам;
- средняя часть спинки языка приподнята;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот;
- голосовые связки при артикуляции звука [Ч] разомкнуты;
- поток воздуха проходит по середине языка.
Какие могут быть варианты неправильного произношения звука [Ч].
1. Отсутствие звука
2. Межзубное произношение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание [Ч]. Слышится мягкий вариант [Т].
3. Губно-зубное произношение. При таком произношении вместо [Ч] слышится [Ф].
4. Боковой сигматизм. При боковом произношении воздушная струя проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
5. Шипящее произношение. Слышен мягкий аналог звука [Ш].
6. Носовое произношение. Воздушная струя выходит через нос – слышен звук [Х] с гнусавым звучанием.
Также в результате недоразвития фонетико-фонематических процессов звук [Ч] заменяют на свистящие или на [Т].
Артикуляционные упражнения
1. «Заборчик»: улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Удерживаем положение под счет до 5.
2. «Бублик»: зубки плотно сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед так, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.
3. Чередуем «Заборчик» - «Бублик»
4. «Чашечка»: улыбаемся, рот открыт, язык высунут в форме чашки. Удерживаем в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд.
5. «Блинчик»: рот слегка приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе под счет до 10.
6. «Чистим зубки»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Ребенок двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
7. «Вкусное варенье»: высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
8. «Грибок»: губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны. Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.
Способы постановки звука [Ч]
1. По подражанию
«В траве стрекочет кузнечик: Ч-Ч-Ч
Зеленый он, как огуречик: Ч-Ч-Ч»
С листочка на травинку прыг: Ч-Ч-Ч
И ускакал он в один миг: Ч-Ч-Ч»
Поворачиваем ключик в замке: Ч-Ч-Ч
«Мишка спит, ты не шуми…
Тихо, тихо говори: Ч-ч-ч-ч-ч (указательный палец приложить к губам)»
1. Постановка от других звуков
От звука [Ть]
Ребенок ставит широкий кончик языка перед альвеолами. Губы округлены и вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы сближены в форме правильного прикуса. Как при звуке [Ш].
Ребенок произносит быстро слоги ТИ-ТИ-ТИ. Воздушной струей ребенок целится в ладошку (ладошка располагается снизу ото рта, напротив подбородка).
Чтобы помочь ребенку, можно большим и средним пальцами нажать на щеки ребенка ближе к уголкам рта. Этим движением выдвигаем вперед губы ребенка.
Слышим ЧИ-ЧИ-ЧИ.
От правильных звуков [Ть] и [Щ]
Ребенок выдвигает губы «рупором», и быстро и резко произносит сочетание звуков ТьЩ – ТьЩ – ТьЩ. Слышим [Ч].
3. Постановка с механической помощью
Ребенку предлагаем несколько раз произнести звук [Ть], обратив внимание на смычку языка с альвеолами. И постепенно шпателем, заведенным под язык, отодвигаем язык назад, пока не услышим четкий звук [Ч].
Если звук получился, отрабатываем его без шпателя.
После постановки звуков начинаем их автоматизировать. На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение, затем в словах, в предложениях.
Параллельно с автоматизацией проводим дифференциацию звуков.
ПОСОБИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ч и Ть
Что на даче (предметы со звуком Ч), что в теремке (слова со звуком Ть)