Добро пожаловать родители и друзья малышей!
Сегодня я продолжаю знакомить вас с играми для развития речи у ваших малышей.
Речевые игры для детей от 4 до 5 лет.
В возрасте от 4 до 5 лет дети начинают самостоятельно строить предложения, но в следствии незрелости речевого слуха и мышц языка большинство звуков произносится неправильно.
Упражнения и игры на развитие речи необходимо направить на классификацию предметов и определению их к определённой категории, закрепление правильного произношения звуков и формирование речи ребёнка путём развернутых предложений и фраз.
Предлагаю вашему вниманию примеры речевых игр, которые используются на занятиях с детьми от 4 до 5 лет.
1. Подбери слово.
Для игры понадобится мячик или карточки.
Правила игры очень просты. Вы кидаете мячик ребёнку и называете предмет (овощ, фрукт, мебель, одежду, животное и т. п.), а он в свою очередь должен назвать категорию, к которой относится названное слово.
Например:
- Бегемот — это животное
- Помидор — это овощ
- Капуста — это овощ
- Яблоко — это фрукт
- Футболка — это одежда
Можно в данную игру играть показывая карточки Глена Домана.
2. Назови профессию
Понадобится мячик.
Кидаем ребёнку мячик и описывая характеристики профессии, спрашиваем «Кто это?». Малыш должен отгадать и бросить мячик обратно.
Например:
- Кто лечит людей?
- Врач
- Кто водит автобус?
- Водитель
- Кто учит детей?
- Учитель, воспитатель, няня.
3. Найди и назови картинку
В ходе данной игры мы учим детей находить заданный первый звук в слове громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Необходимо подобрать ряд изображений с различными предметами или животными, названия которых начинаются на гласный звук. Можно использовать карточки Г. Домана.
Вы называете гласный звук любой и просите ребёнка найти картинку на этот звук (3-4 штуки). Например, звук «О»: олень, облако, огурец, обезьяна, озеро и т. д. Если картинка названа правильно, малыш закрывает ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
4. Какой? Какая? Какое?
Для игры потребуется набор муляжей овощей и фруктов.
Предлагаем ребёнку выбрать любой овощ или фрукт. Просим рассказать про него как можно больше, задавая наводящие вопросы.
Например, малыш выбрал помидор.
- Помидор какой?
- Красный, большой, круглый
- Морковка какая?
- Оранжевая, длинная, сладкая
В данной игре помимо развития речи работает и сенсорное восприятие у детей.
5. Чем надо?
Для игры можно взять карточки с изображением предметов, либо подобрать их среди детских игрушек.
Показываем картинку или предмет и задаём вопрос: «Чем можно рисовать/ есть/ резать и т.п.». Малышу необходимо найти ответ в карточках или предметах, назвать их используя полные предложения: «Рисовать можно карандашами, кисточкой, ручкой, мелками», «Есть можно ложкой, вилкой» и т. д.
6. Составь рассказ
Необходимо подобрать сюжетные картинки не более 3-4 шт.
Вместе с ребёнком рассматриваем внимательно картинку. После чего просим его рассказать по картинкам рассказ.
7. «Измени слово»
Цель игры - упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
Например: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.
8. «Услышишь — хлопни»
В ходе игры мы развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
9. Читаем сказку/рассказ
Потребуется распечатанная сказка/рассказ с зрительными подсказками.
Предлагаем ребёнку прочитать вместе сказку/рассказ. Взрослый читает слова, а малыш проговаривает картинки по тексту. После прочтения выполняем задание.