Фильм «Крупье» пребывает в странном статусе: хотя и неизвестен широкой публике, но считается культовым в узких кругах. Причем, у каждой группы - по своим соображениям. Любители кино почитают ленту, так как её снял классик британского нео-нуара Майк Ходжес.
Тот самый, что даровал нам «Убрать Картера» и внезапно для многих сделал из Майкла Кейна «крутого парня». В «Крупье» он повторил этот прием. А потому ленту любят поклонники драматического искусства. Не из-за театральности, а оттого, что в ней ярко показана трансформация героя, даже на визуальном уровне.
Из блондничика, увлеченного писательским ремеслом, главный герой прямо на глазах обращается в эдакого Бандераса из «Четырёх комнат» с коронной фразой: «Они не шалили?» И если поначалу протагонист невольно наводит на мысль пошутить: хорошо хоть у тебя подружка есть и она девица – то затем возникает намерение уточнить, сколько же у него оных девиц?
Забыли сказать, главного героя играет Клайв Оуэн, который именно благодаря «Крупье» переквалифицировался из «сивых интеллектуалов» в «опасных малых» и в рамках этого ампула пребывает по сей день. Что (ещё раз подчеркнем) заслуга сугубо Майка Ходжеса.
Итак, есть категорически неудачливый начинающий писатель Джек Манфред. Поскольку его творчество не приносит ничего, что хотя бы отдаленно напоминало деньги, то он устраивается крупье в казино.
И это обстоятельство делает фильм культовым у узкой прослойки, ныне фактически не существующей, а именно, среднего звена игровых заведений. Поскольку в ленте отображены реалии игорного бизнеса, поданные не с позиций нередко мафиозных владельцев (вспоминайте «Казино» Скорсезе) и не с позиций игрока (можно указать на «Крупную ставку»), а сугубо изнутри, что не видят ни одни, ни другие.
Если вы не знали, то есть своего рода кодекс крупье, который не столько из моральных соображений, сколько из целей личной безопасности предписывает: а) никогда и нигде не играть б) не общаться с игроками, которых ты видел в зале.
У меня была знакомая, как раз работавшая в одном из казино, когда тех в каждом городе было по нескольку штук, едва ли не на каждом углу. Она сама никогда не делала ставки, а просила меня. Не знаю почему, но ставки выигрывали. Главное было не делать больше ранее обговоренного. Жадность в казино никого до добра ещё не доводила. Хотя за пределами казино тоже.
Но вернемся в недра фильма, где главный герой настолько погрузился в глубины своего будущего романа об игроках (тоже мне Достоевский !!!!), что даже о себе думает как о литературном персонаже, то есть в третьем лице. И именно в этот момент его начинают разводить.
Делает это весьма соблазнительная особа, которая нутром чует, что Джеку скучно, и если он попадется на развод, то не по причине глупости, а из-за собственной авантюрности (читай ради нового сюжетного поворота). И Джек готов сыграть. Ведь уловка, казалось бы, невинная – надо всего лишь выполнить долг и не принять липовую ставку. Но и у внешне правильных поступков бывает «второе дно», в котором кроются очень неприятные сюрпризы. ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНЫЕ…