«Чуть более чем через год исполнится 50 лет Хельсинкскому заключительному акту. В этой связи с сожалением вынужден констатировать, что к этой юбилейной дате ОБСЕ подходит в плачевном состоянии, а ее перспективы остаются неясными», — отметил глава российского внешнеполитического ведомства.
«Организация, давайте признаем это прямо, находится на краю пропасти. Встает простой вопрос: имеет ли смысл инвестировать усилия в ее оживление? Сможет ли она когда‑нибудь адаптироваться к объективным реалиям мирового развития и вновь стать площадкой для рассмотрения проблем региональной безопасности на основе принципов Хельсинкского заключительного акта, прежде всего принципа равенства всех стран-участниц? Пока вопросов гораздо больше, чем ответов», — констатировал глава МИД РФ. Он считает, что создавшаяся ситуация — «прямое следствие настойчивых попыток» стран Запада обеспечить свое доминирование, используя ОБСЕ для «агрессивного продавливания узкокорыстных интересов». «Любому неангажированному человеку понятно, что серьезно и по‑честному решать вопросы европейской безопасности так не получится. Однако западные столицы с завидной одержимостью «добивают» шансы ОБСЕ на возрождение», — пояснил российский министр. Это заявление Сергей Лавров сделал на пленарном заседании СМИД ОБСЕ, состоявшемся на прошлой неделе в Скопье. Кроме того, он напомнил, что после окончания холодной войны ОБСЕ должна была стать площадкой для самого широкого общеевропейского сотрудничества и центральным элементом в инклюзивной архитектуре равной и неделимой безопасности.
Как говорится на официальном сайте организации, это крупнейшая в мире региональная структура, специализирующаяся на сфере безопасности и объединяющая 57 стран-участниц из Европы, Азии и Северной Америки. В своей работе она использует «всеобъемлющий подход к безопасности, который охватывает военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерения». При этом одной из функций организации является содействие сотрудничеству стран в предотвращении конфликтов, регулировании кризисов и постконфликтном восстановлении. К вопросам, которыми занимается ОБСЕ, относятся контроль над вооружениями, терроризм, энергобезопасность, демократизация, свобода СМИ и национальные меньшинства. За счет принятия целого ряда «фундаментальных документов» предполагалось создание Европы «без разделительных линий» и недопустимость укрепления собственной безопасности за счет безопасности других, пояснил глава МИД РФ.
«Россия, со своей стороны, приложила максимум усилий для достижения упомянутых благородных целей. Именно на это были ориентированы наши многочисленные инициативы, включая заключение Договора о европейской безопасности и создание общего пространства безопасности, основанного на сотрудничестве», — отметил Сергей Лавров. Однако государства Запада «сделали близорукий выбор» не в пользу ОБСЕ, а в пользу НАТО и «философии сдерживания», констатировал российский министр. Одной из ключевых составляющих такой линии он назвал безоглядную экспансию блока на восток.
Напомним, что при подготовке к Совету министров иностранных дел ОБСЕ в Скопье российской стороне «чинились всяческие козни», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Так, Болгария запретила полет нашего самолета, на борту которого находилась дипломат, что она назвала «злобной глупостью русофобов» во властных структурах страны. Кроме того, ряд стран бойкотировал заседание СМИД ОБСЕ из‑за присутствия на нем Сергея Лаврова. В частности, в совместном заявлении главы МИД Эстонии, Латвии и Литвы выразили сожаление в связи с приездом российского министра на мероприятие и решили на него не являться. По их мнению, участие в заседании «дает России еще одну возможность распространять свою пропаганду». Их примеру последовали и польские власти, которые также раскритиковали приглашение Сергея Лаврова на встречу. При этом глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что решение ОБСЕ и Северной Македонии допустить главу МИД РФ к участию во встрече СМИД соответствует «общей задаче сохранить мультилатерализм».
Как пояснила позднее Мария Захарова, в ОБСЕ «возобладала логика» того, что обсуждение проблем европейской безопасности без России лишено всякого смысла. По ее словам, все, кто знает карту Европы, осознают значимость РФ. При этом речь в данном случае идет не только о географии, но и об энергетике, экономике, о безопасности и гуманитарной сфере, добавила Захарова.
Как отмечают аналитики, ОБСЕ создавалась в период разрядки военно-политической напряженности в Европе для гармонизации отношений между Востоком и Западом. «Период расцвета данной организации пришелся на заключительные десятилетия холодной войны, когда еще существовала биполярная модель поддержания мирового порядка. После распада СССР ОБСЕ постепенно начала превращаться в инструмент для принудительного втягивания бывших советских республик и стран Восточной Европы в англосаксонскую зону влияния», — считает политолог Павел Фельдман. По его словам, ОБСЕ занялась «повсеместным насаждением либерально-демократических стандартов, политическим шантажом и вмешательством в выборы». «При этом свои миротворческие задачи организация с треском провалила, продемонстрировав полное отсутствие компетентности и политической воли при урегулировании вооруженных конфликтов. В числе ее наиболее громких провалов — Югославия, Приднестровье, Карабах. Наконец, ОБСЕ проигнорировала многочисленные преступления украинского режима, совершенные в отношении мирных жителей Донбасса. Она ничего не сделала для реализации Минских договоренностей», — полагает эксперт.
Тем не менее, по мнению Павла Фельдмана, заседание ОБСЕ, хотя ее площадка систематически используется для дискредитации образа России и ее политического руководства, на этот раз послужило признанием важности роли РФ. «Несмотря на то что Москву постоянно пытаются лишить права голоса, ее позиция игнорируется, а полномочия оспариваются, для этой организации очень важны взносы, которые Россия платит как ее член. Однако для более эффективной кооперации в рамках ОБСЕ европейским коллегам нужно научиться слышать РФ и уважать ее законные требования», — заключает эксперт.
Схожей точки зрения придерживается и научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. Как отмечает эксперт, ОБСЕ не способствует мирному урегулированию конфликта на Украине. «Дело в том, что ряд стран этой организации занял несбалансированную и даже ангажированную позицию одной стороны — киевского режима. Речь в том числе о странах Прибалтики, Польше, Германии и ряде других государств. И то, что они выступали с проукраинскими взглядами, не способствовало авторитету ОБСЕ», — поясняет Оленченко в комментарии RT. Аналитик замечает, что это противоречит цели организации, которая состоит в укреплении и развитии сотрудничества в Европе по так называемым трем корзинам. «Первая — это военно-политические связи, вторая — в сфере экологии и экономики, третья — это развитие гуманитарных форм, в том числе свобода печати. И по всем трем пунктам организация не выполняет уставные нормы. Ответственность за это несут страны, пытающиеся подчинить деятельность ОБСЕ не общеевропейским задачам и не задачам развития сотрудничества, а поиску каких‑то угроз, врагов, и на эту роль выдвигают Россию, намереваясь ее изолировать», — подчеркивает эксперт.