Хотя запрещенные в России социальные сети теряют популярность, блогеры по-прежнему используют их, чтобы зарабатывать деньги, и сами вкладываются в рекламу на этих площадках. Парламентарии обсуждают запрет бизнес-деятельности в зарубежных соцсетях, но понимают, что прежде нужно создать достойные российские аналоги. Как это сделать, говорили на круглом столе в «Парламентской газете» 7 декабря.
Не запрещать, а замещать
Рынок отечественных соцсетей показывает хорошую динамику роста, а аудитория запрещенных в России площадок, наоборот, снижается. Такие данные привел зампред Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин. За год в соцсети LOOKY зарегистрировались больше миллиона человек, это аналог запрещенного Instagram*, очень похожа на него внешне, быстро работает, но главное — она полностью легальная. А зарабатывать на площадках, владельцы которых признаны у нас экстремистами, по мнению Горелкина, странно.
«Обсуждается вопрос запрета рекламных интеграций в Instagram*, — сообщил депутат. — Особенно странно, когда этой компании платят российские организации с госучастием, а такие случаи есть. Мы поддержим запрет рекламы при условии, что нашим пользователям будет предоставлена альтернатива. Наш принцип — не запрещать, а замещать».
Площадки для общения в Сети должны быть не только удобными и красивыми — в них должна быть предусмотрена функция монетизации, что очень важно для популярных блогеров, добавил Горелкин. Он призвал российских разработчиков предусматривать технологию переноса контента из иностранных соцсетей в отечественные, это будет востребовано.
Наш голос должны слышать
Еще десять лет назад на российские платформы переехал писатель и общественный деятель Олег Рой. Тем не менее транслировать ценности Русского мира, по его мнению, необходимо везде, где только возможно. «За два года мы осознали, что западные соцсети — это враги, но там по-прежнему много россиян, тех, кто транслирует наши ценности. Их посты блокируют, но пробиваться все равно необходимо», — уверен Рой.
Функционал отечественных площадок, по мнению писателя, пока еще недостаточный, поэтому они отстают в популярности. Важно думать и о безопасности в наших соцсетях, подчеркнул он, поскольку в них приходят западные провокаторы. «Я думаю, что следующий год будет переломным, — сказал он. — Это будет год альтернативы, когда наши соцсети заменят западные».
Аудитория, ау!
Большая проблема отечественных площадок — их слабое продвижение. Многие люди даже не знают названий российских соцсетей. В этом призналась телеведущая и кинокритик Екатерина Мцитуридзе. Ресурсы, по ее мнению, нужно активно продвигать, в том числе с привлечением популярных людей, тех же блогеров. Но это стоит денег, которых у стартапов не так много. И как разорвать этот порочный круг, еще предстоит подумать.
«В прошлом году я наблюдала волну эмиграции из Instagram* в Telegram, сегодня можно говорить, что все медийные личности есть в «телеге», — сказала Мцитуридзе. — Instagram сильно потерял, а Facebook*, на мой взгляд, почти умер в нашей стране».
Трэвел-блогер с миллионом подписчиков Юлия Соловьева — из тех, кто до сих пор использует запрещенную сеть. Своих коллег — блогеров-миллионников — она оправдывает тем, что им нужно кормить семьи. «Даже если я захочу использовать российский аналог, то понимаю, что аудитория там на порядки меньше», — объяснила Соловьева.
Где пишем, что читаем
В октябре 2023 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 64,6 миллиона, следует из отчета компании Brand Analytics. Они написали 1,55 миллиарда публичных сообщений — постов, репостов и комментариев. И авторов, и сообщений стало на три процента больше, чем в прошлом году.
По числу авторов лидируют «ВКонтакте» — 32 процента, Instagram* — 21 процент, Telegram — 18 процентов. В десятку входят YouТube, «Одноклассники», Facebook*, TikTok, «Дзен», Х (бывший Twitter) и Rutube.
Что интересно, аудитория «ВКонтакте», TikTok, Instagram* и Facebook* — преимущественно женская, а Х и YouTube — мужская.
* Запрещен в РФ; принадлежат корпорации Meta, которая признана экстремистской в России