Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Крауд-механизм. Как привлечь финансирование в социальный проект?

   Крауд-механизм.
Крауд-механизм.

Термин «социальное предпринимательство» появился в российском законодательстве относительно недавно — в 2019 году. За это время явление стремительно набрало обороты: на сентябрь 2023 года число зарегистрированных в Реестре социальных предприятий превысило 10 тысяч. Тенденция будет развиваться: деловая активность и интерес россиян к общественно полезным проектам растут.

На старте развития проекта управленцам важно найти финансирование — оно может быть возвратным и невозвратным.

Первый вариант — это всем знакомые кредиты, займы, инвестиции. Кредиты и займы предполагают возврат денег с процентом, а инвестиции (в виде вхождения в капитал) участие в управлении распределения прибыли.

Второй вариант не требует возмещения вложенных средств. К невозвратному финансированию относятся гранты, субсидии (компенсации понесенных расходов). Отдельного внимания заслуживает такой механизм как краудфандинг — метод добровольного сбора денег на специальных платформах.

Среди российских соцпредпринимателей все большее распространение получают формы безвозвратного финансирования. Это объясняется тем, что такой бизнес в России находится ещё на этапе становления. Когда сектор перерастёт из нишевого явления в общественную норму, он сможет использовать культурные, политические, юридические и другие инструменты для поиска средств. Сегодня инструментов безвозвратного финансирования бывает достаточно, чтобы проекты получили толчок к уверенному запуску, становлению и развитию.

Школа краудфандинга

Есть множество способов найти поддержку: можно попробовать самостоятельно, а можно обратиться к экспертам. Например, Фонд поддержки социальных проектов совместно с краудфандинговой платформой Planeta.ru дважды проводили бесплатную летнюю образовательную программу «Школа краудфандинга» для социальных предпринимателей.

   Фото: Фонд поддержки социальных проектов
Фото: Фонд поддержки социальных проектов

Эксперты рассказали слушателям о том, как просчитать финансовую цель в проекте, научили их проводить маркетинговое исследование и запускать продвижение. Обсуждались и конкретные вопросы: как сформулировать эффективный заголовок, по каким правилам составлять видеообращение и какими вознаграждениями замотивировать спонсоров.

«Мы давно задавались вопросом, как повысить вероятность успеха получения невозвратных средств социальными проектами. Крауд-механизм позволяет поддерживать проверенные рынком идеи. По итогам защиты проектов победитель защиты крауд-кампаний и два проекта, первые собравшие больше половины заявленных целей, получили дополнительное финансирование идей от фонда. Мы видим потенциал данного инструмента для проектов на стадии идеи и планируем развивать данное направление», — отметила директор Фонда поддержки социальных проектов Наталья Кремнёва.

Достижение финансовой цели

Команда «Паратеннис.рф» с помощью краудфандинга собрала сумму на компенсацию организационных и транспортных расходов, а поддержка фонда позволила руководителям быстрее достигнуть масштабной финансовой цели.

Этим летом организация провела четыре региональных турнира по теннису на колясках для своих подопечных. В соревнованиях приняли участие 16 спортсменов из 9 регионов России. Для некоторых ребят это был первый соревновательный опыт в их жизни.

«Эти соревнования позволили мне и всем ребятам показать не просто свои умения и навыки, но и получить приятные эмоции от совместного времяпрепровождения, завести новых друзей и в очередной раз убедиться в том, что инвалидность — это не приговор, а только повод совершенствоваться и идти вперёд!» — поделился своими впечатлениями о турнире Денис Алексеев из «Темниковского детского дома-интерната» Республики Мордовия.

   Фото: Фонд поддержки социальных проектов
Фото: Фонд поддержки социальных проектов

Первые два проекта, которые набрали больше 50% от заявленной суммы и тоже получили дофинансирование. Танцспектакль «Невидимки» от независимой компании современного танца «Всем телом» поддержали 124 раза, и ему удалось собрать 286 тысяч рублей. Все средства были направлены на пошив костюмов, аренду помещений для репетиций, а также оформление декораций.

   Фото: Фонд поддержки социальных проектов
Фото: Фонд поддержки социальных проектов

Проект «Обновление кухни для онкобольных детей» также перешагнул порог сбора и получил поддержку. Руководители проекта обеспечивают детям и их семьям проживание недалеко от НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина, чтобы они могли оставаться под постоянным наблюдением врачей в ходе лечения. На собранные деньги владельцы амбулаторной квартиры смогли сделать косметический ремонт в кухонной зоне. Соблюдение чистоты — важное условие для проживающих там ребят, потому что в ходе лучевой терапии их иммунитет снижается.

Краудфандинг — один из инструментов, позволяющих стартапам становиться успешными и востребованными. Грамотное распределение собранных средств может помочь продвижению проектов, а значит — привлечь ещё больше инвесторов. Таким образом, социальное предпринимательство будет охватывать ещё больше бизнес-сфер и достигать ещё больше общественно полезных целей.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ