В Казанском художественном училище им. Н.И.Фешина прошел модный перформанс «ХА-ТЫН».
В рамках спектакля предлагалось исследование образа современной татарской женщины средствами современного искусства костюма и пластического театра.
«Между сутью и имиджем у женщины нет четкой границы, есть алгоритм, по которому суть воплощается в разных имиджах. В традиционной культуре татарская женщина была витриной достатка сначала своего отца, а впоследствии мужа, сегодня она сама является витриной собственных успехов и достижений», - так объяснила постановку пластического спектакля «ХА-ТЫН» создатель перформанса, культуролог, одна из основательниц культуртрегерского проекта «Мир татарской женщины» Энже Дусаева.
Идея создания
Нам стал интересен формат спектакля, потому что в Казани в принципе мало мероприятий, связанных с модой или одеждой, а здесь еще и переосмысление, и восприятие женщиной национального костюма. О своей задумке рассказала Энже Дусаева:
«Мне нравится работать на стыке разных жанров и языков. Здесь – это язык одежды, тела, идентичности. Для меня это важно и это очень личная история. Так случилось, что в какой-то момент моя национальная идентичность сжалась до звучания моего имени, которое со мной повсюду. Нужны ли мне дополнительные контексты, поводы, алиби, чтобы мое имя звучало как дома, есть ли сегодня в моей активной, публичной, домашней, творческой жизни место татарскому в одежде, ведь именно так я могу без слов сказать, кто я такая, найти себе подобных или наоборот выделиться. Ношение одежды с татарскими элементами – это самоэкзотизация это, пиар, потребность, необходимость, алиби, работа».
Отношение с вещью
Несколько девушек показали исследование и трансформацию своего отношения к одежде, в костюмах от дизайнеров - Элары Шайхи | BURO BANU, Лейсан Хазиевой, Ольги Соловьевой | So love, Султана Салиева, Лилии Галимуллиной | Lusi, Нажии Галимовой и Наили Бургановой.
Например, в костюме из новой коллекции «Девичьи мечты» Султана Салиева была хореограф театра Камала Салима Аминова. Мы спросили ее, почему она решила поучаствовать в мероприятии такого необычного формата:
«Вначале я отказалась, но Энже мне сказала «приди на первую репетицию и после решишь. Я пришла, в это прекрасное здание, увидела единомышленниц и поняла, что хочу поучаствовать. Когда я впервые увидела Султана у меня огонек зажегся, и я сказала я пойду, потому что поняла, что передо мной мастер. Я благодарна Энже за то, что она интуитивно или как предложила мне заняться тем, чем я вообще никогда не занималась. Хотя я вроде бы всегда имела дело с костюмом в театре, с актерами. А тут нужно примерить на себя и побыть по ту сторону баррикад… Мне как творческому человеку это было очень интересно», - поделилась Аминова.
Каждая девушка показывала свое отношение к национальному наряду, кто-то очень быстро и танцуя переоделся в одежду, кто-то долго не мог понять с какой стороны надеть платье, кто-то надевал одно платье, а сверху еще и украшения, долго размышлял, лежал, танцевал и прыгал. Во всем этом действии передавался психологический настрой каждой героини.
«В любой одежде, костюме есть несколько контекстов: бытовой (утилитарный) – удобство и выполнение определенных функций, покрытие тела, религиозный (если он имеет место), традиционный, если речь идет о традиционной культуре, эстетический, самовыражение. Эти контексты можно создавать и перечислять, нужен ли нам сегодня национальный контекст в одежде – это внутренняя потребность или внешняя, она отличает меня или определяет к другим, формируя сообщество. Ведь костюм подобно религии, культуре может делить на СВОИХ и ЧУЖИХ, на Я и ОСТАЛЬНЫЕ», - говорит Дусаева.
«Искусство на полу»
Что поразило, что в какой-то момент «исследования» костюмы дизайнеров Султана Салиева и Ольги Соловьевой (So Love) оказались на полу. Мы понимаем, что это часть исследования девушкой костюма, его принятия и неприятия, но видеть красивую трикотажную юбку с татарским орнаментом Ольги было тяжело. В какой-то момент юбку даже начали возюкать по полу, платьям Салиева «досталось» меньше, они просто лежали на полу. Есть грань между популяризацией и исследованием одежды как искусства и валянием его на полу.
Новый ли это формат для Казани? Да! Он очень свежий, он заставляет взглянуть на свои отношения с одеждой, что мы транслируем этому миру одеваясь, например, в яркую или просто черную одежду.
«Такого перформанса не было ни только в Казани, но и в мире. Сначала у меня появилась идея, а уже потом я начала изучать кто пускался в такие эксперименты», - поделилась Дусаева.
Стоит отметить, что зрители наблюдали за происходящим спокойно, скорее переосмысливая происходящее и пропуская через себя. Нужен ли вообще перформансу зритель или, скажем, нацеленность на зрителя? Или достаточно осознанно проживать происходящее? В конце героинь и создательницу одарили аплодисментами.
Автор: Регина Яфарова
Подробнее: https://milliard.tatar/news/enze-dusaeva-dlya-menya-ocen-vazno-kak-my-cerez-odezdu-transliruem-sebya-4605