Найти тему

ДВА ШАЛЯПИНА

В этом году мы отмечаем 150‑летие великого русского баса Фёдора Шаляпина. Позади юбилейные торжества, выставки, конкурсы, фестивали. «Шаляпинским» стал год и для нашего выдающегося земляка Ильдара Абдразакова.

Автор — Гузель Яруллина
Автор — Гузель Яруллина

Параллели между певцами кажутся очевидными. У них один тип голоса — высокий бас. Уфа, ставшая местом рождения Шаляпина как оперного солиста, для Абдразакова — родина в буквальном и творческом смыслах. Им покорились лучшие сцены мира — от Мариинского и Большого до «Ла Скала» и «Метрополитен».
Если присмотреться, можно обнаружить и чисто фактологические совпадения биографий, например, в области дебютов. Федор Шаляпин впервые выступил в Мариинском театре в возрасте двадцати двух лет. Столько же было и Ильдару Абдразакову, когда он вышел на эту легендарную сцену. Спустя два десятилетия состоялись пробы пера в области режиссуры. Шаляпину было сорок четыре, когда он поставил оперу. Это был «Дон Карлос» на сцене Большого театра, где он исполнил партию короля Филиппа. Для Ильдара Абдразакова режиссёрским дебютом стала опера «Аттила» в Башкирском театре оперы и балета, где певец спел заглавную партию. На исторической сцене Большого театра спектакль показали в следующем сезоне — в год 44‑летия Ильдара Абдразакова.
Имена двух басов связали несколько кинопроектов — от новогодней комедии Тимура Бекмамбетова «Ёлки-2014» до биографического сериала «Шаляпин», снятого телеканалом «Россия» к нынешнему юбилею. В первом Абдразаков сыграл Шаляпина в эпизодической роли, во втором — «оживил» экранный образ «царь-баса» вокально.
Символично, что именно Ильдар Абдразаков был удостоен чести возглавить жюри Первого Международного конкурса молодых оперных исполнителей им. Ф. Шаляпина, прошедшего в этом году в Санкт-Петербурге.
Но главной областью их творческого диалога стала, конечно, музыка. Песни и романсы из шаляпинского репертуара звучали в интерпретации уфимского баса многократно. 150‑летию Шаляпина были посвящены выступления певца на летних фестивалях в Москве и Сочи, а также Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, прошедший в этом году с 25 сентября по 4 октября. География шестого «Абдразаковфеста» помимо Санкт-Петербурга, в котором прошла образовательная часть программы и «стартовый» гала-концерт, включала Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Самару и Казань. Два насыщенных дня мастер-классов и шесть концертов в разных городах России — и все это в течение двух недель! К сожалению, второй раз подряд фестиваль обошел стороной Уфу (причины оставим за скобками). Москве, которая также не попала в маршрутный лист, повезло больше.
Спустя несколько дней по завершении фестивального турне Ильдар подарил столице большой сольный концерт. Программа романсов и песен, которую он исполнил для шести тысяч зрителей вместе с симфоническим оркестром Юрия Башмета «Новая Россия» и хоровой капеллой имени Юрлова, прозвучала выразительным кадансом прошедшего фестиваля.
Необычным выглядел выбор «Крокус сити холла» в качестве места выступления. Со времени своего открытия он прочно держит реноме одной из лучших по оснащению и вместительности столичных площадок, но в эстрадной нише (в былые времена здесь выступали Элтон Джон, Стинг, Лана Дель Рей). Сам Ильдар Абдразаков в интервью «Российской газете» комментировал формат будущего концерта с поистине джентльменским тактом: «Есть разные слушатели. И некоторым, я считаю, можно и нужно помочь прийти в оперу с помощью подобных лёгких вечеров. А не начинать с ними диалог сразу с Шостаковича, Мусоргского, Вагнера или даже Верди и Чайковского».
Воспитание своей публики — благородная и благодатная миссия, в которой важно всё, начиная от выбора репертуара до безупречности вокальной культуры и актёрского мастерства. В этой связи можно вспомнить проницательное наблюдение его педагога — Миляуши Галеевны Муртазиной: «На сцене — два Шаляпина: один играет, другой контролирует. Если певец сильно волнуется — закрыта дверь в образ. Творческое спокойствие и волнение в образе должны быть» (из книги «Творчество — синоним счастья. Беседы с Миляушой Муртазиной»).
Обе эти артистические ипостаси Ильдар Абдразаков блестяще демонстрировал на протяжении всего вечера, тонко вскрывая музыкальный и эмоциональный «код» каждого сочинения, одновременно достигая убедительного баланса вокального интонирования и актёрской игры.
Любовная линия выстраивалась от обволакивающей неги восточных опусов Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» и Рубинштейна «Клубится волною кипучею Кур» к страстному призыву «Очи черные», исполненному певцом с таким благородством и сдержанностью, что не осталось ни намека на, казалось бы, намертво приставшие к романсу расхожие исполнительские штампы и «цыганщину».
Ещё одним лейтмотивом вечера стала область суровой мужской исповедальности, явленная то горечью плача («Ноченька»), то трагическим надломом («Эй, ухнем»), то элегической печалью («Гори, гори, моя звезда»), то пронзительным прощанием («Степь да степь кругом»).
Большинство произведений шаляпинского репертуара были исполнены в переложении для солиста и хора, что не только добавило объем звучания, необходимый с учетом масштабов зала, но и представило многогранную палитру хорового многоголосия в исполнении одного из старейших коллективов Москвы — Государственной академической капеллы России имени Юрлова, возглавляемой Геннадием Дмитряком. В одних случаях хор вторил солисту, расширяя область индивидуального переживания до философского размышления. Блестящим образцом такого диалога стала русская народная песня «Степь да степь кругом» в обработке Александрова. В других случаях (и таких номеров было большинство) хор выступал и в качестве инструментальной краски, достигая при этом идеального созвучия с оркестром. Чего только стоила ювелирно воссозданная колокольность алябьевского «Вечернего звона»! Самых высоких похвал были достойны и два самостоятельных хоровых номера, исполненных a cappella — «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова и русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге».
Еще одним полноправным триумфатором вечера стал Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Безупречное чувство стиля и эталонное качество звучания коллектив в равной степени демонстрировал как в вокальных сочинениях, создавая полнозвучную и гибкую линию аккомпанемента, так и в оркестровых, вершиной которых стала симфоническая исповедь, «рассказанная» музыкантами в увертюре к опере «Пиковая дама» Петра Чайковского.
Элегантным завершением вечера прозвучали «Подмосковные вечера», а также исполненные певцом на бис две песни из репертуара Муслима Магомаева, имя которого носит зал «Крокус сити холла». Восторженные овации, охапки роз напомнили о столь же теплых приёмах Ильдара Абдразакова в Уфе. Быть может, с той разницей, что каждый раз выступая на сцене Башкирского Государственного театра оперы и балета, где он когда-то начинал свой головокружительный путь, певец наполнял свои выступления таким теплом благодарности, что кажется одним взглядом обнимал весь зал, собравший столько близких, дорогих и просто знакомых лиц. Как же хочется, чтобы это поскорее повторилось!

-2