Найти тему
Просто о сложном

Что такое духовная работа на примере жизни главных героев романа Ф.М. Достоевского "Идиот".

Взаимодействуя с людьми, особенно теми, кто интересуется эзотерикой, религиями и прочими учениями и системами, можно услышать от них : "я человек духовный" и все материальное мне чуждо. Духовность у людей часто ассоциируется с неким идеальным иллюзорным миром добрых людей и зверюшек, любящих друг друга. Реальный материальный мир вызывает у них отвращение и неприятие. Они сидят и мечтают о том, что вот вот наступит время, когда неизвестные высокие вибрации выкосят всех недостойных материалистов и любителей денег и оставят только их, достойных войти в новый прекрасный мир, где они очевидно будут питаться Маной Небесной, откусывая от кисельных берегов и запивая из молочных рек.

Что же такое духовная работа?

Духовная работа – это осмысление, осознание нашей жизни с целью  получения жизненного ОПЫТА. Вот так просто.

Мы все не Ангелы. У всех разные жизненные ситуации. У каждого случаются проблемы. От того, сможем ли мы увидеть проблему, осознать ее и решить, иногда зависит наша жизнь. Когда человек не хочет осознавать себя и свою жизнь, могут вмешиваться высшие силы и наступает момент истины или страшный суд – когда высшие силы начинают решать, кто прав, а кто виноват: как результат - либо осознание и получение Опыта и продолжение жизни на Земле, либо в реинкарнацию. Лучше не доводить свою жизнь до такого момента.

Часто мы не можем понять путей высших сил: что хорошо , что плохо для других людей, но то что мы должны понимать  и на что обращать внимание – это на то , что происходит в нашей собственной жизни.

-2

Давайте поймем сказанное на примере романа Достоевского "Идиот". Мы не будем анализировать весь роман, но рассмотрим только главных героев. Напомню кратко истории главных героев.

Князь Лев Николаевич Мышкин - двадцати шести лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью, лечился в швейцарском санатории и возвращается на родину. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после смерти отца огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого.

По приезде князь отправляется в дом генерала Епанчина : Мышкин является дальним родственником жены генерала. В семье Епанчиных три дочери — старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, Аглая.

Узнает князь и некоторые подробности жизни Настасьи Филипповны: Тоцкий — обольститель Настасьи Филипповны —  хочет жениться на одной из дочерей Епанчиных. Тоцкий сватает Настасью Филлиповну замуж за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч рублей.

Покорённый красотой Настасьи Филипповны, князь Мышкин приходит к ней вечером. Здесь собралось разношёрстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлечённого героиней, до шута Фердыщенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, Мышкин отвечает отрицательно. Около полуночи  появляется компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед Настасьей Филлиповной завёрнутые в газету сто тысяч. Князь Мышкин , которого больно ранит происходящее, признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, «честную», в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тётки довольно солидное наследство. Однако Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а свёрток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встаёт перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне на которую приходит вместе с князем Мышкиным. Кроме них присутствует только Рогожин. Аглая строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорблённая тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь оказывается между двумя женщинами, любя и Аглаю, и Настасью Филипповну, но чувствуя к последней не только любовь, но и сострадание. Он остается с Настасьей Филлиповной. Аглая разрывает отношения с князем.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны.  Настасья Филипповна готовится к свадьбе. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

Мышкин ищет Настасью Филлиповну : на улице его встречает Рогожин и шёпотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, лежит мёртвая Настасья Филипповна.

События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в душевно больного человека. Рогожина отправляют на каторгу. Тоцкий женится на француженке и они уезжают во Францию. Аглая выходит замуж за какого-то «польского графа», который оказался вовсе не графом, а каким-то заговорщиком-эмигрантом.

Рассмотрим  образ князя Мышкина - которого все называли Идиот. Хотя Достоевский , как он сам писал, хотел придать Мышкину все добродетели Иисуса. И что из этого вышло ? Безусловная любовь князя Мышкина, его принятие с любовью всех людских пороков, его непротивление злу и насилию, привело только к ненависти окружающих людей к нему. Достоевский ясно показал, что такие люди не могут существовать в нашем мире

Аглая, умная, душевная, красивая  дочь генерала, могла быть прекрасной женой князя Мышкина, и он бы жил счастливо в генеральской семье, защищенный от трудностей жизни. Но его безусловная любовь, которая не делала различия между его благодетелями и его хулителями, вызывает чувства жалости к нему и его поведению. Его чувство любви – жалости к Настасье Филлиповне совершенно не устраивало Аглаю. Она не была такой светлой, как князь , а была обычной  земной женщиной, которая хотела личного счастья.

Если бы мы могли дать совет героям, то князю Мышкину нужно было стать более материальным, уделить больше внимания материальной стороне жизни, сохраняя при этом духовные качества. Такая работа над собой позволила бы ему прожить счастливую жизнь, а не закончить ее в доме для душевно больных.

Достоевский показал, что у каждого героя был шанс на счастливую жизнь.

Настасья Филлиповна - женщина дворянских кровей. Стоит напомнить, что имение, в котором с родителями жила Настасья и ее сестра , сгорело, ее мать погибла, а отец сошел с ума от горя.

Остатки имения были проданы за долги. Родственников, желающих взять к себе двух девочек – сироток, не нашлось.

Они с сестрой остались совсем одни. Тоцкий – их сосед, пожалел девочек и поместил их в семью своего управляющего в его деревне, забыв о них на несколько лет.

И только позднее, обратив внимание на красоту девочки Настасьи, нанял для нее  гувернантку, что бы развивать и обучать девочку. Когда девочка достигла 16 лет, он  отвез ее в другую деревню и создал ей раскошные условия и соблазнил: « С тех пор он как‑то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно.» (часть 1 глава 3)

Сколко бы это продолжалось неизвестно, но тут: «...дошел как‑то слух до Настасьи Филипповны, что Афанасий Иванович в Петербурге женится на красавице, на богатой, на знатной, – одним словом, делает солидную и блестящую партию. <...> Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер. Долго не думая, она бросила свой деревенский домик и вдруг явилась в Петербург, прямо к Тоцкому, одна‑одинехонька.<...> ...она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется, и что, следственно, так и быть должно, – «ну хоть для того, чтобы мне только посмеяться над тобой вволю, потому что теперь и я наконец смеяться хочу».(часть 1 глава 3)

То, что Настасья Филлиповна, бросив все, приехала в Петербург,  говорит скорее о ее чувствах к Тоцкому, потому что это очень похоже на чувства ревности оставленной женщины, а не жертвы насилия. Для жертвы насилия, она скорее всего, должна была перекреститься и начать жизнь с чистого листа, радуясь что все тяжелые испытания позади и насильника нет рядом.

В какой то степени Тоцкий спас жизнь Настасье Филлиповны, даже если в последствии он руководствовался корыстными целями, но он не бросил сироту в детстве, да и в будущем выделил ей очень большие деньги по тем временам – 75 000 рублей и подыскал жениха, что бы устроить ей приличную жизнь.

О насилии с его стороны в романе не говориться: скорее он создал условия для соблазнения и она неопытная, попала в его сети. Возможно она любила его и надеялась на брак с ним. Иначе чем можно обьяснить тот факт, что 20 летняя девушка, которая спокойно жила в деревне, только услышав, что ее мужчина собирается жениться, фурией примчалась, что бы не дать ему это сделать . И еще, если она действительно страдала от того, что господин Тоцкий соблазнил ее и что этот факт может в далнейшем серьезно повлиять на ее судьбу, то зачем было самой публично обнародовать этот факт? Ну знали бы об этом она и Тоцкий и все. В его интересах было сокрыть этот факт и вряд ли бы он стал кричать об этом на весь Петербург, как это сделала Настасья Филлиповна. Чего она этим добилась? Затоптала свою репутацию в грязь. Для мужчины этот факт никогда не являлся позором.

В данном случае Настасья Филлиповна уверовала в силу своей красоты и ее обуяла гордыня.

Она понимала, что благодаря своей красоте, она имеет власть над мужчинамии, может повелевать ими. К сожалению за красотой не было ума, доброго сердца и души, а была пустота, злость и мстительность. Судьба дала ей тяжелые испытания, но и предоставила большие возможности. Ей дали на  выбор трех различных мужчин – выбирай на свой вкус.

Князь Мышкин – абсолютной души человек, князь и с деньгами.

Купец Рогожин - горячий, необузданный, страстный и живой человек, влюбленный в Настасью Филипповну и готовый на все ради неё, включая преступления. Очень богатый.

Ганя Иволгин – перспективный, практичный, умный, бедный.

Но для нее ни один из них не был достаточно хорош, и только она во всем права:

Князь Мышкин, с ее точки зрения, любит ее из жалости и приносит себя в жертву.

Купец Рогожин, к нему она относится  презрительно, как человеку, ниже ее статусом, недостойного ее – дворянки, купцу, она издевается и унижает его достоинство. Рогожин конечно академий не заканчивал, и ценность всего у него измеряется в деньгах, поэтому и предложил за нее 100 000 рублей.

Если бы Настасья Филлиповна была женщиной, стремящейся к счастью, то  она могла быть счастлива с купцом Рогожиным, который страстно влюбился в нее .

Проблема Настасьи Филлиповны - ее гордыня:

Людей она делит на первосортных и второсортных. В силу обстаятельств она из первосортных попала во второсортные. Она саму себя за это и презирает, как и презирает всех второсортных людей. Князь Мышкин глядя на ее портрет сказал: Кабы добра была. Но оказалось – не добра и не смогла себя изменить, поэтому и умирает - урок не пройден. Она сеяла вокруг себя склоки , раздоры, вражду, ревность, злобу. Купец Рогожин тоже не проходит урок:  он стал жертвой своей собственной неконтролируемой страсти. Но даже, если предположить, что он бы изменился и вел себя благородно с Настасьей Филлиповной и она бы оценила это. Но нет, мы видим пример князя Мышкина: он просто преклоняется перед ней, что никак не спасает его от ее разрушительного поведения по отношению к нему. Проблема то в ней: она бы могла найти подход к каждому, если бы захотела. Но она везде видела только желания людей унизить ее.

Рассмотрим судьбу Тоцкого – настоящего «злодея» в романе: именно он соблазнил юную Настасью Филлиповну, а в последствии бросил ее. Но мы видим, что как раз он не наказан жизнью и единственно, что ему доставляет неудобства – это преследования Настасьи Филлиповны. Он хочет наконец то жениться на приличной барашне из хорошой семьи. В конечном итоге он женится на француженке и они уезжают за границу.

Анализ любого события появляющего в поле нашего внимания , любой информации, анализ себя и своих поступков  дает рост нашей Душе и является работой направленной на рост души , а следовательно являющейся нашей Духовной работой

Как и в произведении Достоевского герои сильно зависят от среды и общества в котором они выросли , так и мы являемся продуктами нашего времени и морали и традиций и семьи.

Духовная работа - это перетряска, перепросмотр этих правил , установок. Особенно обращаем внимание на то, что особенно нас раздражает в ком то другом: именно это требует нашего внимания в первую очередь и означает , что пришло время по новому осознать какое то свое качество .

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц