Найти тему
Педсовет

5 вопросов педагогу о воспитании

Задали 5 вопросов о школьном и семейном воспитании колумнисту Педсовета, педагогу с 37-летним стажем Александру Бушуеву. И вот его ответы.

1. Оценки за поведение могут быть инструментом воспитания?

Всякого рода оценки — это инструменты социализации, то есть внедрения норм. Воспитательной мерой оценка может быть, только если сам воспитуемый способен к рефлексивной деятельности в этой сфере, если эта оценка становится предметом коммуникации со значимым Другим… Совершенно невозможный вариант в школе.

2. Вернуть в школы советский подход к воспитанию — хорошая идея?

А что мы имеем в виду под «советским подходом»? Если гуманизм, поощрение коллективизма, кооперации, взаимовыручки, ответственности — «раньше думай о Родине, а потом о себе», — то почему и нет? А если верность единственному учению, беспощадность к врагам, нетерпимость к инакомыслию? И вообще в наше сложное время не может быть «хорошей» — читай: единственно верной — идеи-рецепта.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться

3. Что сильнее влияет на формирование личности ребенка: семья или школа?

А что понимать под личностью? Если некий набор усвоенных норм и стереотипов, то школа влияет — вода камень точит. Но если под личностью понимать некое ядро базовых ценностных ориентаций, то личность воспитывается личностью. Где повезет, если повезет: в семье, в школе, секции, уличной компании.

4. Если учителю отдельно платить за воспитательную работу, это улучшит ситуацию?

Платить нужно тому, кто способен воспитывать своим примером, может быть добрым бабушкам и дедушкам.

5. Что именно школе необходимо воспитывать в детях?

Мне кажется, что некорректно ставить такой вопрос. Воспитание — это специфическая деятельность всех взрослых людей (и не только в школе), направленная на содействие молодому поколению в очеловечивании, на становление нравственных чувств и убеждений, которые не позволят ему стать стаей или стадом беспринципных, безответственных негодяев, «людей толпы», социальных роботов. Это вовсе не значит, что воспитание должно быть массовым, интернатным. Воспитание может происходить только на уровнях душевного и духовного (интимного) общения. Одна хорошая бабушка может воспитывать эффективней, чем семья и школа вместе взятые.