Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Объявил войну России и спился [Абдул-Меджид I]

Его отец, Махмуд Второй, был решительным и властным человеком, и сын султана, юный Абдул-Меджид, мечтал, что со временем сумеет достигнуть такого же величия, а в чём-то – даже превзойти родителя. Он верил, что сумеет преобразить Османскую империю, превратив её в прогрессивное процветающее государство, стоящее наравне со странами Европы.

Если бы кто-нибудь мог открыть Абдул-Меджиду его будущее, то правитель наверняка поразился бы тому, к каким неожиданным последствиям приведут его благие намерения. Что же сделал Абдул-Меджид Первый? И как он «подтягивал» Османскую империю к европейскому уровню?

Сын султана

Сын Махмуда Второго Абдул-Меджид родился в 1823 году в Стамбуле. Отец благосклонно относился к своему отпрыску, видя в нём неплохие задатки будущего правителя. Но кое-что смущало Махмуда. Несмотря на все амбиции и устремления, юный Абдул-Меджид не отличался сильным характером и нередко, приняв решение, отступал от своих идей и забрасывал начатое дело. Впрочем, султан верил, что эти слабости обусловлены лишь молодостью его отпрыска.

В 1839 году Абдул-Меджид стал новым султаном Османской империи. Он, как и его отец, был увлечён западной культурой и считал европейские страны своими главными соратниками. При поддержке Англии и Франции султан одержал победу над египетским правителем, дерзнувшим выступить против Абдул-Меджида. Этот успех окрылил молодого властителя, после чего он начал активно проводить реформы внутри государства.

Луиджи Рубио «Портрет султана Абдул-Меджида I в молодости»
Луиджи Рубио «Портрет султана Абдул-Меджида I в молодости»

Реформы и перемены

Не секрет, что ещё в юные годы Абдул-Меджид мечтал достигнуть величия своего отца, а потому стал продолжать преобразования, инициированные Махмудом Вторым. При новом султане были приняты государственные герб и флаг, немусульманская часть населения получила возможность служить в армии, а сама законодательная структура была изменена на французский манер.

Султан приветствовал внедрение технологических усовершенствований. Так, например, при нём появилось железнодорожное сообщение между городами империи. Кроме того, он сам решил отказаться от многовекового султанского права лишать подданных имущества и привилегий – отныне сделать это можно было лишь после детального разбирательства, да и то с одобрения доверенных лиц.

Казалось, что у «руля» Османской империи наконец оказался прогрессивный и современный политик, который стремился отбросить пережитки прошлого и вести страну по новому пути. Но не всё было так гладко. С детства Абдул-Меджид не отличался силой воли, и по прошествии времени в нём мало что изменилось. Он легко подпадал под чужое влияние, а потому реформы, затеянные им, оказались крайне непоследовательными, а потому вызывали возмущение подданных, которые ругали своего правителя за его «благие» намерения.

Абдул-Меджид Первый видел, что его страна движется к банкротству. Чтобы исправить положение, он решился на отчаянный шаг и объявил войну России. Султан знал, что его поддерживают англичане и французы, поэтому не сомневался в своей скорой победе. Чем же всё обернулось для султана? И какую роковую ошибку допустил османский правитель?

Неизвестный художник «Портрет Абдул-Меджида I» / Музей Пера, Турция
Неизвестный художник «Портрет Абдул-Меджида I» / Музей Пера, Турция

Проевропейский султан

Преклонение перед Европой и непоследовательные реформы нравились далеко не всем подданным султана. Сам же Абдул-Меджид не обладал сильным характером, чтобы действительно навести порядок в своём государстве. Тем временем назревали не только внутренние, но и внешние проблемы.

Когда Османская империя, поддерживаемая англичанами, отказалась выдать польских повстанцев Австрии и России, отношения с русскими и австрийцами заметно испортились. А осенью 1853 года султан, заручившись поддержкой Англии и Франции, объявил войну России.

«Вы уверены, что готовы вступить в войну с Россией?» – деликатно поинтересовался великий визирь. Султан яростно сверкнул глазами – в прежние времена решения правителя Османской империи не обсуждались и не подвергались сомнению. Впрочем, Абдул-Меджид считал, что сам «разбаловал» подданных, предоставив им немало свобод по образцу европейских стран.

Но сейчас, несмотря на вопрос визиря, он знал, что действительно готов бросить вызов русским. За его спиной находились две могущественных державы – Англия и Франция, а значит, Османская империя была непобедима. Не ошибся ли султан?

Абдул-Меджид I с королевой Великобритании Викторией и императором Франции Наполеоном III
Абдул-Меджид I с королевой Великобритании Викторией и императором Франции Наполеоном III

Неожиданный финал

Крымская война 1853-1856 годов несколько ослабила Российскую империю, но вовсе не означала её поражения в противостоянии. Несмотря на это, самоуверенный Абдул-Меджид считал себя победителем. Но уже в 1860-е годы русские начали восстанавливать свой флот, а вскоре начали пренебрегать прежде принятыми условиями Парижского мира.

По сути, триумф Абдул-Меджида превратился в мыльный пузырь, который тут же лопнул. Более того, Турция имела огромный долг перед своими английскими и французскими союзниками. Вернуть средства, потраченные на войну, султан не мог – их попросту не было в казне.

В отчаянии Абдул-Меджид снова пытался проводить реформы, но его действия лишь усугубляли положение. В империи усиливалось иностранное влияние, что вызывало возмущение и мусульманского, и христианского населения. На подвластных султану землях начались волнения и бунты. Уже тогда Абдул-Меджид понял, что, некогда бросив вызов России и мечтая погубить могущественного соседа, совершил роковую ошибку, которую уже не мог исправить.

Неизвестный художник «Портрет Абдул-Меджида I» / Музей Пера, Турция
Неизвестный художник «Портрет Абдул-Меджида I» / Музей Пера, Турция

В 1858 году Абдул-Меджид Первый вынужден был объявить о банкротстве казны. После череды неудач султан, и без того не отличавшийся стойким характером, был совсем сломлен. Последние годы он провёл в уединении, совершенно утратив интерес к правлению и государственным делам. Говорили, что под конец жизни он страдал от пьянства, которое в конце концов и погубило амбициозного, но совсем не дальновидного правителя. Умер 31-й османский султан в 38 лет.

Кстати у султана с 1840 по 1861 годы родилось 45 детей - 26 дочерей и 19 сыновей, четверо стали султанами Османской империи.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))