Найти тему

Ученикам разрешат использовать телефоны только в экстренных случаях

Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, запрещающий использовать детям мобильные телефоны во время занятий в школах. Правило касается учеников всех классов, с первого по одиннадцатый. Обсуждали инициативу активно, регионы вырабатывали свои коррективы. Круглый стол с привлечением экспертов и общественности провели и в Госсобрании нашей республики. Рассказываем, в чем особенности закона и как его приняли в Башкирии.

Гаджет для подсказок

По словам соавтора инициативы, депутата Госдумы от нашей рес­
публики Эльвиры АИТКУЛОВОЙ
, принимая новые нормы, парламентарии учитывали предложения и просьбы самих родителей и учителей. Закон призван повысить качество образования детей и сохранить их здоровье. Чтобы понять это, достаточно взвесить все «за» и «против».

Один из главных минусов «мобильников» в школах – то, что они могут послужить средством кибербуллинга, притом жертвы такой травли встречаются как среди детей, так и учителей. Этот факт отметил в ходе круглого стола депутат Госсобрания республики, председатель Комитета по науке, образованию, культуре, молодежной политике и спорту, региональный координатор партпроекта «Новая школа» Айбулат ХАЖИН.

А представители Роспотребнадзора сослались на исследования российских ученых, выявивших взаимосвязь между длительностью использования учениками телефонов и снижением успеваемости. Дети надеются на гаджет, как на палочку­выручалочку: многие разучились делать расчеты на бумаге, не хотят заучивать формулы, все подсказки ищут в телефонах. Кстати, по данным Айбулата Хажина, в нынешнем году после усиления контроля за использованием «мобильников» на основном государственном экзамене в девятых классах каждый десятый ученик не сдал ОГЭ – это 4500 ребят. Часть из них не справилась и осенью, на дополнительном этапе. Притом на ЕГЭ, где максимально строгий контроль, таких проблем не было.

А что если?..

Как и в любом правиле, в новом законе предусмотрены исключения. Ученикам разрешат пользоваться телефонами в экстренных ситуациях, например, в случаях угрозы жизни или здоровью детей и работников школы.

Притом что касается показаний по здоровью, по словам заместителя министра здравоохранения Башкортостана Татьяны САУБАНОВОЙ, в ведомстве проанализировали все возможные варианты и пришли к выводу, что единственные, кому постоянно нужен «мобильник», – это дети с сахарным диабетом первого типа, использующие системы непрерывного мониторинга глюкозы. Уровень сахара в крови они отслеживают через телефон. Всего в Башкирии 1400 таких ребят. Их, конечно, запрет не коснется.

О связи телефонов и здоровья говорили и в другом ключе. Например, как у фанатов «мобильников» садится зрение, портится осанка и т. д.

Отдельно о рисках для детей, часто использующих гаджеты, рассказала заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Башкортостану Галина ПЕРМИНА.

По данным исследований, если ребенок уже в раннем возрасте начинает регулярно и подолгу «сидеть» в телефоне, у него могут развиться:

- гиперактивность, раздражительность,

- снижение долговременной памяти, умственной работоспособности, коммуникативности,

- нарушение сна,

- ослабление смысловой памяти (когда сложно вникнуть в суть материала, запомнить смысл),

- ухудшение внимания,

- нарушение фонематического восприятия (влияет на четкость речи, освоение чтения и письма).

Чтобы избежать неприятных последствий, в Роспотребнадзоре советуют:

-не носить телефоны на шее, ремне, в карманах,

-максимально сократить время контакта с «мобильником»,

- постараться держать его подальше от головы, использовать громкую связь и гарнитуру,

- на ночь оставлять телефон на расстоянии более двух метров от головы,

- насколько возможно, ограничить звонки, когда прием сигнала неустойчив: например, в автобусе, метро или поезде.

В идеале такая памятка нужна всем родителям.

Всех – к общему знаменателю

-2

До принятия закона в школах Башкортостана регулировали вопрос использования телефонов на уроках по­своему. По данным начальника Управления контрольно­надзорной деятельности в сфере образования и оценки качества образования Минобра РБ Светланы АНТИПИНОЙ, опрос показал, что локальные акты о запрете «мобильников» ранее приняли уже в 94% учреждений, но условия везде различались. Где­то ограничения действовали только на период занятий, где­то решения принимали учителя. Полный запрет ввела единственная школа – в Бижбулякском районе. Притом подобные акты после прокурорской проверки могли и отменить.

-3

По словам директора школы № 5 Чишминского района Эльвиры Даяновой, в их организации тоже действовал свой, локальный акт об использовании гаджетов в процессе обучения. Теперь, после принятия федерального закона, в документ внесут изменения.

– При этом мы учтем рекомендации Роспот­ребнадзора – СанПиН от 2021 года, который также запрещает применение мобильных телефонов во время уроков, – уточняет Эльвира Расимовна. – Возможность обращаться к помощи телефонов оставим только для дополнительного образования. Во внеурочной деятельности ученикам требуется много дополнительных материалов, а значит, и онлайн­источников.

Интересуемся, как учителя собираются контролировать соблюдение правила: собирать на время занятий телефоны в коробку или просто просить их выключить и убрать в сумки.

– Конечно, никаких коробок! Тут ре­чь – уже о материальной ответственности педагога. В классе 30 человек: кто­то может задеть коробку, уронить, повредить гаджеты. Будем просить убрать. И если раньше дети могли ответить, что такое требование незаконно, то теперь учитель сошлется на конкретный нормативный акт.

Оценка мам, пап и ребят

-4

По словам председателя республиканского родительского комитета Айгуль ВАЛЕЕВОЙ, к единому мнению родители так и не пришли, но большинство закон поддерживают.

– Детям надо объяснить причину запрета, и делать это должны в первую очередь в семье. Сами мы, конечно, как и тысячи других родителей, рано дали ребенку «мобильник» – вроде как хотели отвлечь. Были моложе, всю энергию пускали на работу, обес­
печение семьи. Прозревать стали, только когда пошли в первый класс. Поняли, что детей теряем. Оказалось, социальное развитие из­за телефонов страдает, общаться вживую ребятам сложнее – постоянно сидят в соцсетях. Негативно сказывается на здоровье и неподвижный образ жизни. В нынешних реалиях «мобильники» незаменимы, и все же в первую очередь до совершеннолетия ребенок должен получить духовное развитие, образование, а уже потом гаджеты. О вреде здоровью нужно говорить на родительских собраниях.

Своим исследованием поделился на круглом столе и Алмаз ГИЛЬФАНОВ, ученик одиннадцатого класса гимназии № 2 города Октябрьского, региональный координатор детской команды всероссийского конкурса «Большая перемена», делегат первого съезда «Движения первых» в Москве и победитель конкурса «Лидер XXI века» в 2022 году. Он опросил 80 школьников республики и выяснил, что 73% из них против запрета «мобильников» в школах. Впрочем, сам парень, по его словам, поддерживает жесткие меры и даже считает их необходимыми.

-5

Эльвира АИТКУЛОВА, депутат Госдумы, соавтор закона:

– Помимо правил, касающихся использования телефонов, документ содержит и другие значимые пункты. Во­первых, он усиливает роль учителя, его статус. В законе прописано право педагогов на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Для отстаивания этого права они могут направлять руководству школы обращения о применении к ученикам­обидчикам дисциплинарных взысканий. Рассмотреть их будут обязаны. Кроме того, с 1 сентября 2024 года в школы в качестве самостоятельного предмета вернутся уроки труда. Все­таки привычку трудиться важно формировать с самого детства. Потом ребятам будет легче на всех этапах жизни.

Федеральный закон вводит равные ограничения по использованию детьми телефонов на занятиях для всех школ.

Арина АСТАФЬЕВА