Адъютант его превосходительства. СССР, 1969. Режиссер Евгений Ташков. Сценаристы Игорь Болгарин, Георгий Северский. Актеры: Юрий Соломин, Александр Милокостый, Владислав Стржельчик, Владимир Козел, Татьяна Иваницкая, Евгений Шутов, Николай Тимофеев, Андрей Петров, Виктор Павлов, Евгений Ташков, Юрий Назаров, Валентин Грачёв, Евгений Тетерин, Лариса Данилина, Николай Граббе, Геннадий Карнович— Валуа, Олег Голубицкий, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин, Николай Гриценко, Софья Павлова, Анатолий Папанов, Михаил Кокшенов, Людмила Чурсина и др. ТВ премьера: апрель 1970.
Режиссер Евгений Ташков (1926—2012) поставил 11 фильмов, три из которых («Жажда», «Приходите завтра» и «Преступление») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. И это не считая его главных хитов – телевизионных сериалов «Майор «Вихрь» и «Адъютант его превосходительства».
В год телепремьеры «Адъютанта его превосходительства» советская кинопресса встретила его в целом тепло (Ревич, 1970: 2-3; Тулякова, 1970: 13-15).
К примеру, кинокритик Всеволод Ревич (1929—1997) писал, что «заслуга авторов «Адъютанта» в том, что они сумели разработать не только очень увлекательный, но и очень содержательный сюжет. … Образ Кольцова в исполнении Ю. Соломина, бесспорно, войдет в галерею лучших кинообразов чекистов наряду, например, с майором Федотовым из «Подвига разведчика» или Ладейниковым из «Мертвого сезона». … Но не меньшая удача картины и второй центральный персонаж — генерал-лейтенант Ковалевский, которого играет В. Стржельчик. Образ этот далек от расхожих штампов, по которым кроятся иные «беляки». Ковалевский Стржельчика интеллигентен, мягок, насколько это возможно для военного. Это человек типа Алексея Турбина из пьесы М. Булгакова. В нем намечены черты тех представителей «белой гвардии», которые впоследствии, оказавшись у разбитого корыта в эмиграции, осознают несправедливость дела, за которое боролись. … Одно из главных достоинств фильма, одно из главных достоинств режиссерской работы Е. Ташкова — это пристальное внимание к разработке характеров, и не только основных героев, но и эпизодических. …
Есть, однако, в фильме две линии, которые представляются мне куда более грубым просчетом. Первая из них связана с образом батьки Ангела, Этот карикатурный тип проник в фильм откуда-то из оперетты. Игра всеми любимого А. Папанова только усиливает впечатление опереточности, совершенно несовместимой со строгим, достоверным стилем произведения. Еще большее недоумение вызывает любовная линия героя. Трудно даже понять, для чего она введена в картину. Если авторы решили: как же такой длинный фильм — и вдруг без любви, то они явно недооценили собственного материала. Неуместна романтически—загадочная, завлекающая обстановка встреч Кольцова и Тани, невыразительна игра актрисы Т. Иваницкой, да и Ю. Соломин становится в этих эпизодах слащавым и претенциозным. Правда, любовные сцены не занимают большого места в фильме и не успевают нанести образу Кольцова непоправимого ущерба» (Ревич, 1970: 2-3).
Кинокритик Константин Щербаков тоже весьма позитивно отнесся к этому фильму, подчеркнув, что «при всей динамичности, напряженности, остроте действия в картине нет (или почти нет) искусственных нагромождений, осложнений и поворотов, которые были бы введены ради занимательности как таковой, ради поддержания чисто событийного интереса и не помогали бы познанию человеческих характеров. В фильме много действующих лиц, однако, мало чисто служебных фигур, даже эпизодические персонажи, как правило, наделены индивидуальностью, которая в одних случаях лишь намечена, а в других — дана подробно. … Авторы фильма «Адъютант его превосходительства» не увлекаются слежками, погонями, перестрелками, вообще — сценами сугубо зрелищными (хотя они есть и сделаны вполне достойно). Режиссер Б. Ташков и оператор П. Терпсихоров больше думают о том, как добиться внутреннего контакта зрителей с происходящим на экране, поэтому в фильме много крупных планов, приближающих к нам лица, глаза актеров, помогающих проникновению вглубь характеров» (Щербаков, 1970: 59-60).
Правда, К. Щербаков отметил также «и сюжетные натяжки — … например, и историю с чудесным спасением помогавших Кольцову железнодорожников, и мало мотивированное появление в штабе белых одного из подпольщиков, необходимое только для того, чтобы его случайно узнал Юра и понял, кто и зачем ходит к адъютанту его превосходительства. И актерские «номера» — скажем, эстрадно-концертное, выпадающее из общей тональности исполнение Б. Новиковым роли ювелира. Упреки можно было бы умножить, но, в сущности, все они сводятся к одному: авторы проигрывают там, где изменяют себе, подпадают под власть дурных канонов приключенческого фильма» (Щербаков, 1970: 60).
Уже в XXI веке в журнале «Родина» был опубликована статья доктора исторических наук Андрея Ганина (Ганин, 2015: 61-66), где делался обстоятельный анализ сравнения реалий гражданской войны с детективной историей, рассказанной в фильме «Адъютант его превосходительства». А исследователь Е. Волков, на мой взгляд, справедливо отметил, что в этом фильме Е. Ташкова «есть сцены, которые ранее были бы просто немыслимы для советского кинематографа» (Волков, 2010).
Мнения нынешних зрителей об «Адъютант его превосходительства», как правило, весьма положительны:
«Чудесный сериал. Люди показаны не черными или белыми, а живыми. Дочь белого генерала любит большевика. Большевик привязался к сыну белого полковника. Белый генерал (В. Стржельчик) умный и тонкий человек. Очень выразительная музыка» (Элла).
«Один из моих любимых фильмов. И люблю я его, прежде всего, за то, что белые показаны совсем в другом свете, чем во многих фильмах того времени, хотя идеализировать их я не спешу…» (Таня).
Киновед Александр Федоров
Американская трагедия. СССР, 1981. Режиссер Марионас Гедрис. Сценарист Пранас Моркус (по мотивам одноименного романа Теодора Драйзера). Актеры: Гедиминас Сторпирштис, Анна Алексахина, Аида Зара, Регимантас Адомайтис, Альгирдас Шемешкявичюс, Римантас Сипарис, Эдгарс Лиепиньш, Антра Лиедскалныня, Алексас Бурницкас, Эдита Сагатаускайте, Ремигиюс Сабулис и др. Премьера на ТВ: октябрь 1981.
Режиссер Марионас Гедрис (1933—2011) поставил 12 фильмов и сериалов (включая телевизионную «Американскую трагедию»), но в тысячу самых кассовых советских кинолент в кинопрокате сумела войти только его историческая драма «Геркус Мантас».
Мнения зрителей об «Американской трагедии», как правило, расходятся.
Главные аргументы противников – отличия от сюжета романа Теодора Драйзера, с их точки зрения, испортившие этот телефильм:
«Весьма и весьма посредственная экранизация. Видела фильм дважды и оба раза испытала глубокое разочарование. Безжизненность героев и действия — вот главные особенности фильма» (Н. Серегина).
«Довольно посредственная экранизация романа Т. Драйзера. С книгой не сравнить. Усугубляют впечатление невзрачные актрисы. У Драйзера представительницы светского общества — сплошь красотки, а Сондра Финчли должна быть просто куколкой. Хотя в фильме Алексахина, безусловно, ярче безликих литовских актрис. Пожалуй, только Гриффитс соответствует образу» (Алена).
Но есть, конечно, и восторженные отклики:
«Фильм этот посмотрела с удовольствием, постановка действительно прекрасная, я бы даже назвала её безупречной. Но вот, что удивило — фильм смотрится очень современно, как будто только вчера его сняли. А ведь создавался он в эпоху махрового застоя, и было бы неудивительно, если бы в нём весьма критически показали американскую жизнь. Однако режиссёр Марионас Гедрис больше рисует жизнь, чувства, отношения и характеры людей, и делает это скупыми, но выразительными средствами. … Литовские актёры очень убедительны... Великолепный фильм, просто прекрасная постановка, сейчас таких фильмов не увидишь. Получила истинное наслаждение от просмотра» (Эсмеральда).
«Фильм очень понравился. Мне показалось, что режиссер серьезно подошел к экранизации. И работа всех актеров добросовестная» (Новикова).
«Это действительно классика кино. … Обожаю! Каждый раз как заново смотрю с огромным удовольствием!» (Евладика).
Лично я в большей степени склонен поддержать позитивные мнения аудитории. На мой взгляд, Марионас Гедрис вдумчиво перенес прозу Т. Драйзера на телеэкран…
Киновед Александр Федоров