После долгой череды лет выслушивания на Западе насмешек над нашими машинами, за счет устаревшего стиля, плохой отделки и самого качества, Советский Союз решил показать миру, что он способен сделать хороший городской автомобиль. В результате дебютировала модель ВАЗ-2108. Нет, он не был лучше традиционного Volkswagen, Fiat или Peugeot, но это было огромное улучшение по сравнению с тем, что мы раньше видели в СССР. Это история первого советского автомобиля, который восхитил весь остальной мир.
АвтоВАЗ был основан в 1966 году как проект совместного решения советского правительства и Fiat. Прошло совсем немного времени, прежде чем он стал крупнейшим игроком в стране и представил массам поистине знаковые модели.
Большинство из них были основаны на Fiat и соответствовали стандартам на протяжении 60-х и 70-х годов, но с наступлением 80-х публика начала требовать передний привод. АвтоВАЗ не сидел сложа руки и в начале семидесятых разработал серию таких прототипов на базе Fiat 127.
Решение о разработке новой модели с передним приводом было принято в 1978 году с целью сделать ее такой же популярной в Западной Европе, как и на внутреннем рынке. Инженеры закупили самые распространенные на Старом континенте городские модели, такие как Volkswagen Golf, Ford Escort, Opel Kadett, Renault 9 и Volvo 340, затем разобрали их и детально изучили.
Прототипы также испытывались в экстремальных условиях: от пустынь, где температура достигает более +40°C, до холодной Сибири. Впервые внимание было уделено аэродинамике, поэтому у 2108 этот коэффициент составит 0,36. Было и несколько других новшеств, таких как первые пластиковые крылья и люк.
Серийное производство было запланировано на 18 декабря 1984 года, в результате чего «Самара» стала первым советским серийным автомобилем с передним приводом, который превзошел наработки "Москвича". Первоначально АвтоВАЗ называл эту модель на внутреннем рынке «Спутник», но это название никогда не было популярным, позже стали называть "Самара".
Первая "Самара" представляла собой трехдверный хэтчбек, бензиновый двигатель объемом 1,3 литра мощностью 64 л.с. и четырехступенчатую механическую коробку передач. Позже предложение будет расширено еще двумя бензиновыми двигателями, а именно 1,1-литровым мощностью 53 л.с. и 1,5-литровым с 71 л.с., а также пятиступенчатой механической коробкой передач. Хоть компания Porsche и помогала в разработке этих двигателей, они все равно считались советскими, то есть не являлись результатом работ по иностранной лицензии, как это было в более ранний период. Самым популярным вариантом был средний вариант, обеспечивающий максимальную скорость 147 км/ч при совокупном расходе восемь литров на сто километров.
АвтоВАЗ расширил предложение, включив в него модели ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099, и вскоре начались зарубежные поставки. Автомобиль имел много разных названий, таких как "Самара" (Великобритания), "Сагона" (Франция), "Дива" (Бельгия) и "Форма" (Германия).
В СМИ было много похвал за механику, интерьер, стиль и в целом отличное предложение за свои деньги. Например, британский журнал «Мотор» назвал «Самару» большим улучшением по сравнению с другими модели ВАЗа, а также по сравнению с некоторыми другими моделями из Восточной Европы, такими как Škoda Estelle, FSO Polonez.
Единственная претензия заключалась в том, что "Самара" на самом деле оказалась не такой дешевой, как ожидалось. Стоимость в Англии составляла 4795 британских фунтов, тогда как Fiat Uno 45, например, стоил на пятнадцать фунтов дешевле. "Самара" по-прежнему была дешевле, чем Ford Escort (5662 фунта стерлингов) и Peugeot 309 (5545 фунтов стерлингов), но значительно дороже, чем другие автомобили из Восточной Европы. У ранних моделей были некоторые проблемы с электроникой, но они были быстро решены, и продажи на Западе начались удовлетворительно.
В 80-е годы АвтоВАЗ экспериментировал с еще несколькими конфигурациями. Одним из них был ВАЗ-2108-91 с роторным двигателем (140 л.с.) и максимальной скоростью 200 км/ч. Эта версия была доступна только в Советском Союзе, и большинство машин было в МВД, но ее быстро убрали из-за механических проблем. Помимо Европы, "Самара" будет продаваться в Канаде и Австралии до 1997 года. Поставки в эти страны в целом были небольшими и покупали их в основном те, у кого не было денег на что-то лучшее, но и те, кому нужна была надежная модель. Также "Самара" собиралась в Уругвае и Финляндии. После 1997 года модель стала терять свои позиции, поскольку она не соответствовала более жестким законам о выбросах, но это не означало, что она была готова к "выходу на пенсию".
Первое и единственное обновление произошло в 1997 году, когда была представлена "Самара-2", хотя должно было пройти много лет, прежде чем она получила более современную механику. К тому времени АвтоВАЗ уже представил еще несколько современных моделей, таких как Lada 110 и Priora, а окончательный финал для "Самары" наступил в 2013 году.
Подобно своему «брату» Алеко, «Самара» показала остальному миру, что Советский Союз способен производить надежные автомобили. Нет, они не были вровень с Западом и при своей сравнительно символической цене никто не ожидал, что за вложенные деньги они предлагали очень многое. И еще несколько слов о политическом климате. У АвтоВАЗа просто не было финансовых средств для инвестиций в постоянное совершенствование автомобилей после падения коммунизма. "Самара" вошла в историю как одно из лучших транспортных средств для масс Восточной Европы и, безусловно, заслуживает места в учебниках истории.