Вопрос к батюшке:
«Начну сначала. Поженились мы невоцерковленными, но немного верующими, как все, наверное. Спустя некоторое время я пришла в церковь, где мне тогдашний священник настоятельно советовал обвенчаться. Муж не разделил моего рвения и был против.
Но время шло, на каждой исповеди батюшка мне велел венчаться, говорил, что это грех жить в невенчанном браке. Я потихоньку уговорила мужа, и мы обвенчались. Потом брак у нас распался. Решающее слово было за мужем. Он сначала просто уехал, позже нашел себе другую, если это играет какую-то роль.
Вопрос такой: стоило ли венчаться, если одна половина не очень понимает, что это и зачем, и даже противится? Теперь получается, что мы благословение Божие отвергли, чем согрешили еще больше. Так или я где-то ошибаюсь?».
Здравствуйте, с вами протоиерей Константин Пархоменко. Отвечаю на ваши вопросы.
Существует мнение, которое я слышал от некоторых священников, что даже если вторая половинка супружеская против, тем не менее нужно ее как-то уломать, склонить на свою сторону и повенчаться. Таким образом это будет честно перед Богом.
Батюшки говорят женщинам:
«Вы не будете жить в блуде».
Это одна часть священников, меньшая часть так считает. Вот тот батюшка, который вам так посоветовал, он принадлежит к меньшей части священников.
Другая часть священников, я в том числе, считают, что, конечно, венчание должно совершаться по обоюдному согласию. Венчание должно быть свидетельством глубокой веры и любви к Богу двух супругов. Если один из них неверующий, то не имеет смысла устраивать венчание.
Понятно, что для одной половинки супружеской, например, для вас, вы пришли к вере, для вас это важно, для вас это венчание все равно имело мистическую силу. Для мужа, я не знаю, насколько оно имело. Мы знаем, что благодать действует только в том случае, если сердце человека открыто, распахнуто навстречу этой благодати.
Может ли благодать Божия взломать сердце человека, если сердце закрыто?
Нет, не может.
Можно ли человека насильно, например, крестить, если он не хочет?
Нельзя.
Можно ли человека насильно венчать, если он не хочет?
Нет.
Поэтому насколько был прав священник или насколько он был неправ, я не могу судить. Я не могу судить, потому что я знаю, что в нашей Церкви есть вот такая достаточно серьезная, имеющая приверженность в огромном количестве пастырей тенденция. Такая мысль есть, что даже если один член семьи хочет венчаться, нужно это венчание устроить.
Но повторяю, что из логики христианской жизни – недаром этого придерживается большая часть священнослужителей – из логики христианской жизни следует, что все-таки если двое не пришли к вере, то пока рано им участвовать в таинстве венчания.
Тем более не стоит устраивать таинство венчания для красоты, для того чтобы пофотографироваться. Ведь знаете, приходят часто в храм молодые люди, и начинаешь с ними беседовать, и видишь, что они вообще ничего о вере не знают. Спрашиваешь:
- Вы верующие?
- Да не очень.
- Ходите в храм?
- Нет, не ходим. Ну, ходим свечки ставить.
- Исповедуетесь, причащаетесь?
- Да нет.
- А для чего вам нужно венчание?
- Знаете, если честно, красиво это, хочется хороший фотоальбом создать.
Даже в некоторых фотосалонах приходит человек договариваться с фотографом, а фотограф говорит:
«Так хорошо, вот у вас ЗАГС, вот у вас роспись, вот у вас прогулка, фотографирование возле памятников. А венчание будет?».
Люди говорят:
«А зачем?».
А фотограф говорит:
«Ну как зачем? Вы хотите настоящие красивые фотографии? Посмотрите, как это может быть».
Показывает им красивый альбом.
И вот люди приходят в храм и говорят:
«Мы хотим венчаться».
Спрашиваешь зачем, понимаешь, что на самом деле незачем им венчаться. Таких людей мы не венчаем.
А некоторые священники венчают, говорят, что, если люди даже такое желание, даже неосознанное, неоформленное желание проявили, значит, все равно не нужно людям отказывать.
В любом случае, дорогая, вы не сделали никакого греха. Мне стоит только сожалеть, что брак ваш распался. Я помолюсь о вас, чтобы все у вас было хорошо, чтобы брак у вас существовал, был воссоздан новый брак, чтобы вы полюбили, и вы были любимой, чтобы у вас жизнь дальше устроилась.
Церковь благословляет повторное и даже в крайнем случае третье венчание, третье благословение. На брак она благословляет, потому что мы знаем, что условия современного мира таковы, что иногда не по нашей вине браки распадаются.
А муж ваш, он, конечно, от церкви по канонам не должен получить благословение на вступление в повторный брак, потому что он инициатор развода. Если уж церковь пойдет к нему навстречу, даст ему благословение на брак, то священник должен дать ему епитимью, какую-то епитимью покаянную, которую он должен вынести, потому что по его вине развалился брак.
Вы здесь абсолютно не виноватая сторона. Ну, что значит не виноватая?
Мы знаем, что с точки зрения семейных отношений всегда оба виноваты в каком-то конфликте, поэтому в этом смысле я не считаю, что вы абсолютно чисты и абсолютно безвинны. Но тем не менее, все-таки, ведь инициатива развода не по вашей причине произошла.
Поэтому, ну как благословил священник вас, так примите это как данность. Я повторяю, существует такая традиция. Но в будущем, если вы познакомитесь с человеком, который еще не готов к венчанию, лучше не торопить события, лучше законно вступить в брак по государственным законам, а дальше смотреть, как будут складываться отношения и, может быть, если ваша вторая половинка придет к вере, тогда идти под венец.
В любом случае не унывайте. Если вы будете с Господом, если вы будете Ему доверять, уверяю, все у вас сложится хорошо. Я помолюсь за вас.
Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко
Читайте еще: