Обычно сочинение по приведённой цитате какого-нибудь лингвиста выпускники обходят стороной. Оно им кажется слишком мудрёным. Но любой эксперт вам скажет, что при проверке такого сочинения приходится подчас нехотя за какую-то ерунду ставить высокие баллы. Почему?
Давайте разберёмся! Для начала присмотримся к формулировке задания.
Напишите-сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного//известного лингвиста такого-то : "Цитата".
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что здесь прежде всего не должно ускользнуть от внимания?
1. Раскройте смысл высказывания.
2. Приведите два примера-аргумента из прочитанного текста.
Но, поскольку пишем сочинение-рассуждение, то не забудем сделать вывод!
За что мы получаем баллы от эксперта? Обратимся к критериям проверки.
1. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с понимание тезиса нет. (1 б.)
2. Экзаменуемый привёл два примера из текста, верно указав их роль в тексте. (3 б.) Экзаменуемый привёл два примера-агрумента из текста, но не указал их роль в тексте, или указал роль только одного из приведённых примеров, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. (2 б.)
3. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения. (2 б.)
4. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет (1 б.)
Критерии 3 и 4 одинаковы для задания 13 всех трёх типов. Что именно отличает задание 13.1? Во-первых, от вас совершенно не требуется вникать в тонкости самого текста. Во-вторых, от вас не требуется объяснять, почему вы так поняли содержание приведённого текста, а не иначе.
Что необходимо?
Понять смысл цитаты и объяснить, как вы это понимаете.
Кстати, дорогие девятиклассники, когда вы начинаете на просторах интернета обучаться написанию сочинения 13.1, обратите внимание на то, что вас нигде в задании не спрашивают, согласны ли вы с высказыванием известного лингвиста! В конце концов, довольно смешно выглядят фразы о том, что школьник не собирается спорить с академиком. Вас спрашивают: как вы понимаете высказывание?
Не пугайтесь фразы о теоретическом обосновании цитаты. От вас ничего, кроме верного представления о теории русского языка в рамках школьной, программы не ждут.
Порядок действий.
По существу, сочинение представляет собой определение основного понятия в цитате и умение найти пример в тексте. Обратимся к демоверсии.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
1. Находим теоретическое понятие.
Многоточие. Что такое многоточие? Вы будете смеяться! Многоточие - это пунктуационный знак! Вы не знали? Догадывались, но боялись признаться? Бояться не надо, это и есть теоретический уровень. Чтобы блестяще и основательно заработать один балл за первый пункт, необходимо следующее.
2. Даём определение.
Вы не помните определение? Не может быть! Ответьте на вопросы: где и зачем мы употребляем многоточие? Ни за что не поверю. что это очень трудно!
Совершенно верно, многоточие - знак завершения. Его мы ставим в конце предложения. Зачем ставим? Трудно ответить? Подсматриваем в цитате.
3. Соединяем определение с высказыванием лингвиста.
И у нас уже получается совершенно случайно первый абзац сочинения.
Как я понимаю высказывание Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости»?
Многоточие - это пунктуационный знак завершения предложения. Обычно он ставится в конце предложения, чтобы показать волнение говорящего, незавершённость фразы.
Кстати, маленький совет. Работая над сочинением 13.1 сначала выполните поиск примеров.
4. Найдите примеры предложений, в которых встречается объясняемое понятие.
Как они помогут дать формулировку? Просто подумайте, почему в этих предложениях стоит многоточие? Какую роль оно выполняет? Обратимся к тексту демоверсии. Ниже приведены все предложения, в которых встречается многоточие, и примыкающие к ним, чтобы легче было улавливать смысл.
(2)Это оказались «Три мушкетёра» ‒ старые друзья, которым Журка обрадовался, он начал перелистывать страницы, разглядывая картинки… (3)И вдруг увидел между страницами узкий белый конверт.
(8)Развернул большой тонкий лист… (9)Дед писал чёткими, почти печатными буквами:
(38)Прости меня, я, наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.
(44)Будто рвётся нить… (45)Видишь, какое длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг, твой дед Юрий Савельев».
(46)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (48)И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…
Всмотритесь внимательно. В конце предложения 2 многоточие показывает паузу в действии. Мы будто видим, что перелистываются страницы. Предложение 8 иллюстрирует аналогичную ситуацию: мальчик вглядывается в письмо. Опять словно повисла пауза.
А многоточие в конце предложения 38 свидетельствует о волнении деда. Он словно подбирает нужные слова, сам себя перебивает. Здесь, действительно, как пишет Валгина, "большой эмоциональный накал, интеллектуальная напряжённость». Так же и в предложении 46.
Самое удивительное, что и сам текст заканчивается многоточием (предложение 48). Будто автор сказал не всё и приглашает нас к раздумьям и сочувствию.
Собственно, мы сделали больше, чем нужно, выбирая и наблюдая. Теперь необходимо остановиться на двух примерах. Выбираете те предложения, которые вам проще объяснить, и составляете из них основную часть текста. (То есть из текста курсивом выше убираете лишнее, на ваш взгляд.)
5. Анализируем смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
То есть сопоставляем примеры и их объяснения с объяснением смысла данного высказывания. На что обратить внимание? Первый абзац - объяснение цитаты - это тезис вашего сочинения. А примеры - это аргументы для тезиса.
То есть в объяснении цитаты говорится про эмоциональную напряжённость, в объяснении цитаты говорится про то же. Сказано про незавершённость, пример незавершённости приведён.
6. Формулируем вывод.
Как? Лучший способ - составить предложение, синонимическое тезису. То есть записать то же самое, немного другими словами.
Экономичный способ - в начале оставить первое предложение в виде вопроса. Дать определение непосредственно многоточию. А потом написать что-то наподобие:
Чтобы раскрыть смысл высказывания Валгиной Н.С., обратимся к тексту.
Затем, приведя примеры, написать полный вывод из наблюдений. Например.
Проанализировав примеры из текста по В.П. Крапивину, мы наглядно убедились в том, что многоточие применяется в текстах "большого эмоционального накала", чтобы создавать паузы при чтении, передавая волнение и напряжение рассказчика.
Примерно так. Я надеюсь, что вы убедились наглядно в том, что при понимании основного понятия в приведённом высказывании задания 13.1 бояться не стоит.
Если вы всё ещё сомневаетесь, в ближайшее время я планирую вас успокоить. не забудьте подписаться на канал.