Я продолжаю рассказывать, что интересного нашла в книге "Такие разные..." - о женщинах-писательницах или просто интеллектуалках Нового времени в Англии. Фактически это коллективная монография, вполне себе научная, но читается хорошо и увлекательно.
Эта книга издана Университетом Дмитрия Пожарского - есть у нас такой вуз, представьте себе, я вот не знала, пока книгу в руки не взяла😉
И когда я в начале декабря была на ярмарке non/fiction в Москве, то, заметив издалека табличку "Издательство Университета Дмитрия Пожарского", подошла полюбопытствовать, и, кроме прочего, увидела и эту самую книгу на прилавке. То есть понимаете, это ведь реально очень качественное издание, тираж всего-то 500 экземпляров, если не допечатывали - а распродать за три года не удалось, на всю понимаете ли читающую Россию. Странно. А я ведь такую рекламу делаю))
Там и о Мэри Шелли, авторе Франкенштейна:
о ещё одной Мэри - Мэри Монтегю, авторе "Писем из Турции":
о "пишущей леди" Люси Хатчинсон, очень интересная эпоха, которую мы и знаем-то только по романам Дюма, то есть с не совсем объективной французской, да к тому же махрово монархической точки зрения.
Ну и что касается именно сестёр Бронтё. Я, когда читала этот раздел книги, вспоминала книгу Элизабет Гаскелл "Жизнь Шарлотты Бронтё", конечно, более полную и подробную. И фильм "Вошедшие незримо" 2016 года, конечно, более наглядный.
Поэтому сейчас перечислю только то, что именно в этой книге ("Такие разные...") показалось новым и интересным.
Кто бы ни рассказывал об одной из сестёр Бронтё, ему - или ей - приходилось рассказывать о семье в целом, настолько тесно переплетены судьбы трёх английских писательниц с одной фамилией.
Девочки Бронтё в детстве не получили систематического образования, читать и писать их научила тётка. В благотворительной школе, где обучались дочери малоимущих священников, Мэри, Элизабет, Шарлотта и Эмили проучились меньше года. В школе началась эпидемия, Мэри и Элизабет, привезённые больными домой, не выжили. Кто читал "Джейн Эйр", (да кто её не читал, если разобраться))) - те помнят печальный эпизод, навеянный этим воспоминанием Шарлотты, в общем, знакомая история.
Из детей в семье остались Шарлотта, Эмили и Энн, а также их брат Брэнуэлл. Жизнь была скудная в материальном плане и исключительно богатая в интеллектуальном. У Энн, Эмили и Шарлотты как писательниц неопубликованного на порядок больше, чем опубликованного. Сочинять они начали в очень раннем возрасте, сохранились сотни плотно исписанных тетрадей. Плотно - потому что бумагу приходилось экономить. Так что почерк при этом с детства вырабатывался убористый, но разборчивый.
Дети читали Библию, Гомера, Мильтона, Вергилия, Скотта, Шекспира и других авторов. Читали все газеты и журналы, которые покупал и брал у знакомых отец, и торийского, и вигского направления, и довольного крайнее и воинственное издание "Джон Булль", и "Блэквудс мэгэзин" и "Эдинбургское обозрение".
Шарлотта с юных лет неплохо "шарила" в политике и была прямо-таки влюблена в герцога Веллингтона, он был героем многих её детских литературных произведений. Он не похож на мистера Рочестера, зато вылитый Сен-Джон Риверс, помните такого персонажа в романе "Джейн Эйр"?😉
Повзрослев, девушки были вынуждены зарабатывать преподаванием. У деятельной и дисциплинированной Шарлотты получилось работать в пансионе, Эмили попробовала и поняла, что это совершенно не её. Энн пошла в гувернантки и научилась, несмотря на застенчивость, налаживать отношения с воспитанницами. "Как педагог тихая малышка Энн стала самой успешной из Бронтё"
Шарлотта и Эмили проработали около года в Швейцарии, преподавали в пансионе и заодно совершенствовали свой французский. Впечатления этого года отразились в романе Шарлотты "Учитель". Роман я читала, по-моему, он такой ученический, мерисьюшный, но стиль уже чувствуется, и он мне симпатичен))
Первое, что издали сёстры - общий сборник стихов, под мужскими псевдонимами Каррер, Эллис и Эктон Белл. По отзывам, самыми удачными там были стихотворения Эллиса Белла - то есть Эмили Бронтё.
Когда девушки решили сменить жанр, они отправили в издательство тоже одновременно произведения всех трёх - "Учитель", "Грозовой перевал" и "Агнес Грей". "Учителя" забраковали, и Шарлотта быстренько предложила другой уже готовый роман - "Джейн Эйр". В результате романы всех трёх вышли в свет и имели успех, хотя реакция на "Грозовой перевал" Эмили была, конечно, неоднозначной.
В 1848 и 1849 ушли из жизни Эмили и Энн, обе фактически из-за слабых лёгких. Родительский дом, который был их постоянным местом проживания между отъездами на заработки, находился в нездоровой местности, буквально каждый год все обитатели перебаливали какой-то местной инфекцией. Брат Брэнуэлл, несостоявшийся художник, скончался от туберкулёза ещё раньше.
Оставшись одна, Шарлотта продолжала работать, опубликовала романы "Шерли" и "Городок", пользовалась известностью. Она вышла замуж за священника своего прихода и умерла, как принято считать, от преждевременных родов, хотя, если внимательно почитать лично знакомую с ней Элизабет Гаскелл - скорее от истощения, вызванного токсикозом первого триместра беременности.
Сёстры Бронтё жили под постоянным давлением стереотипа, что "гласность, нахождение в центре внимания для женщины отвратительны". Но неукротимое стремление к самореализации оказалось сильнее. И их стремление выразить потребности и настроения женщин подарило им прочную славу.
В заключение хочу привести цитату об Эмили, которая обладала сильным характером, но при этом была очень "домашней", и хорошо чувствовала себя только в родительском гнезде: "Она пекла хлеб для всей семьи, непринуждённо совмещая процесс вымешивания теста и освоение немецкой грамматики. Пока в духовке подходил пирог, она находила время для чтения и даже для письма"
Как же это знакомо))