Ещё в детстве Альбина отличалась повышенной активностью. В детском саду ей всегда поручали роль ведущей на утренниках. Но её лидерские способности особенно укрепились в школьные годы. Начинала Зуевская Аля со скромной должности старосты класса, а потом её единогласно выбрали в совет школы.
Таисия Михайловна, мама лучшей ученицы, с гордостью рассказывала подругам и коллегам:
- Альбина вся в меня пошла! Ведь я тоже в школе во всём участвовала, и была главной в пионерской дружине.
Но поскольку активная юность мамы не имела продолжения, женщина все свои надежды возлагала на свою дочь. Она ей неустанно твердила:
- Аля, старайся быть впереди! Запомни, смелым покоряются не только моря и океаны. Таких людей уважает начальство, и у них больше шансов получить хорошую должность.
Девочка не всё понимала из наставлений матери, и часто задавала сопутствующие вопросы.
- Наверное, мама, ты всё время отставала?
Таисия Михайловна считала, что дочь по глупости задает ей такой вопрос.
- Чего ты придумываешь? Я была впереди планеты всей!
- Тогда почему тебя не выбрали в начальники, и ты до сих пор работаешь рядовой продавщицей?
- Да всё потому, дочь моя, что папу твоего встретила раньше положенного срока, и замуж выскочила в девятнадцать лет. А, если бы у меня тогда была на плечах голова, а не коробка с мармеладом, я бы до таких высот дошла!
Альбине было очень жаль маму, и она все годы учебы в школе старалась держать высокую планку. Хотя за своё усердие Аля Зуевская медаль не получила, у неё на руках была козырная карта, то есть активная общественная жизнь.
В институте девушку заметили сразу, и стали поручать самые ответственные задания. Аля выполняла всё точно в срок, и её авторитет рос день ото дня. Поэтому когда стали комплектовать делегацию для заграничной поездки по обмену опытом, в списке кандидатур под первым номером стояла фамилия Альбины. Это путешествие оставило в душе молодых активистов неизгладимый след. Аля тоже недели две пребывала в состоянии полета. Таисия Михайловна даже не на шутку испугалась за неё:
- Алька, ты чего ходишь на углы натыкаешься? Может тебя там, заграницей, опоили какой отравой?
- Нет, мама! Ничем запрещённым нас поили! Просто они там живут по-другому....Надо было мне поступать не в педагогический, а в институт международных отношений.
Таисия Михайловна только головой покачала, а потом мудро заметила:
- И чего вы все рвётесь туда, как мухи на мёд? Вся их благополучная жизнь - только на картинах!
- Мама, но там столько возможностей для молодежи!
- Здесь тоже все двери для вас открыты, не надо стучаться! Нужно лишь найти свою дверцу, и будешь счастливой.
Подумав немного, родительница добавила:
У меня в молодости даже мысли не было, чтобы куда-то уехать! Ведь недаром старые люди говорят: где родился, там и пригодился!
Эта случайно оброненная матерью пословица занозой засела в мозг девушки, и она ещё яростней стала проводить агитацию среди сверстников, чтобы они работали на свою страну. Некоторые личности из числа сокурсников откровенно смеялись над ней. Особенно преуспела в этом Наташка Стрельцова:
- Зуевская, уймись! Твоя пропаганда устарела! Скоро ты сама убедишься, что глубоко ошибалась....Распределят тебя куда-нибудь в районный центр, и будешь там до конца своих дней прозябать.
В ответ на подобные заявления Альбина с юной горячностью отвечала:
- Это тебя, Стрельцова сошлют в провинцию, потому что специалист из тебя никудышный, и в общественной жизни ты не участвуешь.
Но по иронии судьбы случилось всё наоборот: Наташка Стрельцова осталась в городе, и получила должность при министерстве образования, а Альбина Зуевская должна была отправиться в один из отдаленных регионов.
Узнав о позорном распределении, Аля две недели лила крокодильи слезы. Она ругала себя за наивность, а маму - за её теорию жизни. Но больше всех, конечно, досталось Стрельцовой. С того самого дня Альбина назначила Наташку своим злейшим врагом.
Таисия Михайловна видела страдания дочери, и пыталась ей помочь:
- Глупенькая! Ничего ты в этой жизни не смыслишь! Твоя Наташка с ё куриными мозгами всё равно долго не продержится в министерстве. И устроили ее туда не за заслуги, а по знакомству....Поверь, пройдёт лет десять или двадцать, и все поменяется местами! Ведь в провинции легче выбиться в люди, легче стать заметной.
Размазывая слёзы по лицу, Альбина и с иронией спросила:
- Но всё это возможно только в том случае, если я, опять же, буду следовать твоим наставлениям!
Таисия Михайловна восторженно воскликнула:
- Наконец-то ты начала меня понимать с полуслова!
Тогда Альбина не знала, насколько пророческими окажутся слова матери. Она собиралась на первое место работы, как в ссылку, убеждая себя, что после отработки положенного срока обязательно вернётся в город.
Но вышло всё по-другому. В школе, где ей суждено было начать свой трудовой путь, её встретили очень тепло. Старшие коллеги опекали ее, и всегда с удовольствием помогали. Практически с первого дня работы наладился у молодой учительницы и контакт с учениками. Всего через три месяца Альбина Ивановна вдруг поняла, что любит эту школу, свой класс и даже родителей своих учеников.
Первый свой отпуск она планировала провести у матери, которая очень скучала. Но незадолго до отъезда на родину, её вызвал директор. Петр Семёнович заметно волновался, и это очень удивляло молодого педагога. Начал он издалека:
- Альбина Ивановна, прошёл уже год, как вы у нас работаете. И я должен сказать, что мне и всему нашему коллективу очень приятно видеть в наших рядах такие инициативные кадры.
Вы от природы лидер, и мы все вместе подумали, и решили, что вы справитесь с обязанностями завуча.
Лёгкий шок прошел быстро, и Альбина ответила на заманчивое предложение:
- Пётр Семёнович, но у меня же нет опыта!
Директор обрадовано воскликнул:
- Опыт - дело наживное!...Вы сейчас отдохнёте, наберётесь сил, а с первого сентября приступите к выполнению новых обязанностей.
Молодая учительница лихорадочно соображала, какой бы ей ещё аргумент выставить против своей кандидатуры. Директор, воспользовавшись её замешательством высказал то, что больше всего его волновало, как руководителя:
- Я считаю, что надо доверять молодежи! У вас же энергии море! А мы держим вас в клетке....Отсюда и дикая текучесть кадров!
Альбина была поражена этим откровением, и заверила директора, что постарается оправдать доверие коллектива.
На должности завуча Зуевская пробыла меньше трёх лет. Когда их коллектив постигло горе, и внезапно умер Пётр Семёнович, старшие товарищи единогласно проголосовали за Альбину Ивановну. Впрочем, список кандидатов на эту ответственную должность был невелик, поскольку в единственной школе городка работали преимущественно люди перезрелого возраста, у которых впереди светила пенсия.
В областном министерстве утвердили кандидатуру нового директора с первого раза. Впоследствии глобальных изменений в жизни Альбины Ивановны не происходило, не считая замужества и рождения двоих детей. Чтобы Таисия Михайловна не скучала в одиночестве, заботливая дочь забрала её к себе.
Альбина думала, что матушка будет вести спокойную, размеренную жизнь. Но Таисия Михайловна была из тех, кому покой только снится. Она почти сразу устроилась в небольшую закусочную, которая работала при автостанции. Это был пик триумфа женщины, которая не смогла в юности воплотить в жизнь свои мечты. Ведь вся свежая информация в буквальном смысле стекалась к её прилавку.
Однажды весной после уроков мать встретила Альбину прямо в школьном дворе. Дочь забеспокоилась:
- Мама, что-то случилось? У тебя опять давление?
Таисия Михайловна сделала загадочное выражение лица, и Аля поняла, что действительно произошло нечто экстраординарное. Выждав несколько секунд, мать сообщила:
- Случилось дочка! Но с давлением и сердцем у меня всё в порядке. Тут совсем другое случилось, такое, что ты сейчас прямо здесь упадёшь!
- Мама, говори! Что за привычка мучить людей!
- Так это же для эффекта! А то так неинтересно!
- Мама, я сейчас повернусь, и уйду! Мне семью кормить надо. Если хочешь, пойдём вместе что-нибудь вкусное приготовим!
Таисия Михайловна возмутилась:
-Я ей про Ерёму, а она мне про Фому! Говорю тебе, новость у меня потрясающая!
Альбина в тон ей спросила:
- Какая?
- А такая! Твоя Наташка приехала. Ну, та, с которой ты училась в институте!
- Стрельцова что ли?
- Насчёт фамилии не знаю, но то, что это она, точно! На автобусе она прибыла с дочкой и двумя чемоданами. Забегали ко мне за пирожками.... И чует моё сердце, что завтра она явится к тебе устраиваться в школу!
По всей видимости, Таисия Михайловна ожидала бурной реакции со стороны дочери. Но Альбина очень спокойно восприняла эту новость. Нет, в её душе, в самом уголочке, шевельнулась старая обида, и тут же замерла. Ведь после окончания института прошло больше пятнадцати лет, а это большой срок для любого человека.
На следующее утро Альбина Ивановна увидела в своей приёмной худенькую женщину в скромном костюме. При её появлении посетительница встала, и робко сказала:
- Альбина Ивановна, я к вам!
Она долго всматривалась в измождённое лицо, прежде чем поняла, что перед ней та самая Наташка Стрельцова. Удивление было настолько сильным, что на лице директора школы отразилась целая гамма чувств. Посетительница горько усмехнулась:
- Не узнала меня? Ничего удивительного! Меня никто не узнаёт...теперь! А я тебя сразу узнала.
Зуевская уже успела совладать с чувствами, и пригласила бывшую сокурсницу.
- Проходи, поговорим в кабинете. Ты по поводу устройства на работу?
- Угадала.
Они прошли в кабинет, и Альбина предложила гостье стул.
- Устраивайся поудобней, рассказывай, какими ветрами тебя забросило в наш тихий город.
На лице Стрельцовой появилась болезненная улыбка.
- Всеми ветрами подряд меня сюда несло. А, если честно, я просто хотела убежать от проблем, скрыться, чтобы меня никто не нашёл.
- Наташа, я не любопытная, но, если хочешь расскажи, облегчи душу. Говорят, это помогает.
На глазах Стрельцовой блеснула слезинка.
- Ты, добрая, Зуевская! Ты даже не догадываешься, что я тогда заняла твоё место. Это ты должна была работать в министерстве, а я отправиться на хутор бабочек ловить....
Альбина прервала её:
- Зачем сейчас вспоминать то, что было. Знаешь, я вполне довольна своей судьбой. У меня любимая работа, муж, дети....Недавно маму сюда привезла.
- Счастливая! А у меня всё черным-черно. Муж меня бросил, с работы вежливо попросили, потому что надо было освободить место для сыночка одного крупного бизнесмена. На этой почве у меня был срыв, а позднее появились более серьёзные проблемы со здоровьем....Вот, я и решила убежать от всего, чтобы успеть хоть что-то полезное сделать для дочки.
- Не говори так! Всё у тебя наладится, и работа для тебя найдётся. Ты же у нас по химии?
- Ой, мне все равно! Я любой работе буду рада, соглашусь даже на группе продлённого дня поработать, или в начальных классах.
- Хорошо, ловлю тебя на слове. У нас как раз в четвёртом классе нет учителя....А твоя девочка в каком классе?
Лицо Натальи просветлело:
- В четвёртом!
- А с жильём у тебя как обстоит дело?
- Пока никак. Но я собираюсь снять недорогую квартиру. Сама понимаешь, что у одинокой матери с финансами туго.
- Понимаю, и сочувствую.
Примерно минуту Альбина думала. Городские власти предоставляла жильё только молодым специалистам, но Наталья не входила в эту категорию. Но Зуевской очень хотелось ей помочь. И ей в голову неожиданно пришла дерзкая мысль:
- Наташа, послушай, есть один вариант. У моей матери двушка, площадь небольшая и комнаты смежные, но на первое время такое жильё будет оптимальным вариантом для вас с дочкой.
Стрельцова смутилась:
- А твоя мать согласится на такое соседство?
- Согласится! Она у меня тоже добрая! Поживёте немного под ее крылом, а потом мы что-нибудь придумаем.
Таисия Михайловна приняла новость без восторга, но с пониманием. Правда, для видимости она немного поворчала:
- Алька, ты меня удивляешь! Наверное, надо было сначала спросить, согласна ли я принять квартирантов. И потом, почему ты так вольно распоряжаешься чужой жилплощадью? Взяла бы и к себе пригласила жить эту самую Наташку!...Ладно, скажи, пусть притаскивают вещи!
Наталья вела себя скромно, и дети её сразу полюбили. Альбина даже радовалась, что сумела "заткнуть" в штатном расписании давно зияющую дыру. Таисия Михайловна тоже была довольна своими поселенцами, и когда Зуевская выбила для них квартиру, она даже расстроилась:
- Ну, вот, я только привыкла, и надо расставаться. Она неплохая, твоя Наталья, и Лизавета, дочка её очень отзывчивая девочка.
В свойственной только ей манере Таисия Михайловна перешла на шепот:
- Только вот, что я тебе хочу сказать, директор школы! Ведь дела у твоей Стрельцовой швах!
Альбина улыбнулась:
- Мам, ты не в своей забегаловке! Знаешь, что я не выношу такую лексику!
- А мне не нравится, когда моя собственная дочь строит из себя Мэри Поппинс! Хоть мать не учи! Как хочу, так и разговариваю!
Обиженная на дочь женщина так и не поделилась с ней секретом. А вскоре Альбина забыла про этот разговор. Вспомнила она режущее слух слово"швах", когда Наталье внезапно, прямо на уроке стало плохо. Женщину увезли на скорой, и коллеги стали обсуждать, куда пристроить Лизу.
Интуиция подсказала Альбине, что надо позвонить матери. Таисия Михайловна даже не дослушала дочь до конца:
- Аля, какие тут могут быть рассуждения? У человека беда, и надо помочь. Тем более, у нас с Лизаветой ещё со времен их квартиранства наладились хорошие отношения. Была бы я помоложе, я бы удочерила девчонку.
Альбина закричала в трубку:
- Мама, что ты несёшь? Какое удочерение при живой-то матери?
Таисия Михайловна тоже не сдерживала себя:
- Ты что не в курсе, что у Натальи онкология? В голове у неё опухоль!...Я же тебе говорила несколько месяцев назад, что у неё совсем плохи дела!
- Откуда ты, мама, знаешь про болезнь Натальи? Или "СплетникИнформ" донесло?
- Сама ты это слово! Я собственными глазами видела снимки и выписку из клиники. Наверное, Наталья там лечилась, или обследование проходила....Когда они жили у меня, она бумажки оставила на серванте, а я изучила немного. Хотела расспросить её, а потом подумала, что неудобно.
- Эх, мама, мама! Бывают такие случаи в жизни, когда этикет неуместен. При онкологии дорог каждый день!
- И что ты собралась делать?
- Пока не знаю, надо подумать.
Таисия Михайловна подсказала:
- Сходи к ней в больницу, поговори. А хочешь, я схожу, навещу её по старой дружбе.
Женщины договорить идти вместе. Сначала они зашли к лечащему врачу, чтобы расспросить его о состоянии больной. Медик внимательно посмотрел сначала на одну, потом на другую
- В карте написано, что родственников у Стрельцовой нет!
Таисия Михайловна сразу сказала своё веское слово.
-И что? Иной раз совсем чужие люди сделают больше, чем родня! Наталья моя знакомая....
Альбина перебила мать:
- Я директор школы, в которой работает Стрельцова, и мне хотелось бы узнать, как у неё дела, и чем мы можем ей помочь!
Врач немного подумал, потом тщательно подбирая слова, сказал:
- Дела у неё неважные! У вашей знакомой ещё год назад выявили опухоль, от лечения в клинике она отказалась, надеясь на благополучный прогноз. Но опухоль стала стремительно увеличиваться, и есть все основания полагать, что она имеет злокачественный характер....В принципе, это всё, что я могу вам сказать!
Таисия Михайловна всхлипнула:
- Как же так? У Наташи совсем маленькая дочка, десять лет всего!...Доктор, миленький, может можно ещё помочь ей? Ведь у нас медицина Ого-го-го!
Впервые врач улыбнулся.
- Люблю таких позитивных людей! Понимаете, мозг - это такой орган, что операции на нём могут привести к разным последствиям. Но судя по снимкам, у вашей Срельцовой ещё не всё так безнадёжно. Ещё есть время на операцию, но сами понимаете, что нужны деньги.
- А сколько?
- Этого я вам сказать не могу, но скорей всего сумма будет немаленькой. Вы можете созвониться с врачами той клиники, где пациентка проходила обследование.
Выслушав доктора, Таисия Михайловна скомандовала:
- Поступим так, я пойду к Наталье, а ты позвони в клинику, разузнай, что там у них почём.
Когда Альбина Ивановна услышала сумму, у неё потемнело в глазах.
- Нет, мы столько не соберём в этом городке!
Но Таисия Михайловна была другого мнения.
- Альбина, нельзя опускать руки! Помни, смелым покоряются моря и океаны! Надо распечатать на этих...
Альбина подсказала:
- На принтере?
- Да, на нём! Надо сделать штук двадцать листовок, и расклеить их везде. Я ещё в своей забегаловке могу агитацию провести, а ты свой учительский коллектив протряси.
Несмотря на то, что Альбина Ивановна сильно сомневалась в успешности операции, она по привычке активно взялась за дело. Самое удивительное, что никто не отказывался помочь несчастной женщине, а через несколько дней после начала сбора средств, люди сами стали приходить в школу. В своём большинстве это были родители учеников:
- Наталья Павловна добрая, так дети говорят. Пусть и от нас ей будет небольшая помощь!
Всего за неделю была собрана необходимая сумма, и Наталья поехала в клинику, где её уже ждали. Таисия Михайловна очень переживала за исход операции, и звонила каждый час:
- Скажите, как прошла операция у Стрельцовой?
За восемь часов она услышала разные ответы: её ругали, советовали позвонить позже, и просто бросали трубку. Но наконец девичий голосок сказал:
- Всё прошло хорошо, она пока спит. А завтра вы с ней сможете поговорить.
Таисия Михайловна с облегчением вздохнула.
- Господи, и чего я так переживаю? Ведь чужой человек, эта Наталья, а сердце прямо болит за неё.
Больше месяца Наталья лежала в клинике. За это время Альбина навестила её два раза, а Таисия Михайловна ездила в город каждые выходные . От врачей она узнала, что опухоль была доброкачественной, и Наталья Стрельцова после операции сможет жить нормальной жизнью, и даже выйти замуж.
Больше всего Таисию Михайловну удивила последняя рекомендация, и она полном серьёзе спросила у дочери:
- Альбина, может и мне замуж сходить, а то не приведи Господи, в башке какая-нибудь ерунда вырастет?
- Мама, у тебя скорей на языке мозоль появится, потому что ты много говоришь, и мало слушаешь.
- Если бы я делала всё наоборот, мы бы не спасли человека!...Аля, я вот что думаю: как всё-таки приятно делать людям добро! Человек остался жив, и ты радуешься с ним!
Альбина обняла мать:
- Тут я полностью с тобой согласна!
Наталья хоть и не совсем поправилась, но боялась поверить в чудо, которое с ней произошло. Она смотрела, как дочь рисует цветочную поляну, и думала:
- А, если бы на месте Альбины оказался другой человек?
О том, что могло бы случится ей не хотелось думать.
Автор: Татьяна Ковалёва