Наиболее раннее почитание лягушки обнаруживается в тексте Ригвед. Там лягушкам посвящен целый гимн, в котором говорится, что кваканье лягушек знаменует окончание периода «пылающего зноя» и приход сезона дождей.
VII.103.1
Пролежав (неподвижно) год,
(Словно) брахманы, исполняющие обет,
Лягушки подали голос,
Пробужденный к жизни Парджаньей[1].
Во время археологических раскопок в городском округе Чанша (провинция Хунань, КНР) было обнаружено погребальное знамя «мовандуй» датированное V-III в. До н.э. На нем представлена картина мира, в которой лягушка отождествляется с луной и дождевыми облаками. Компанию ей составляет болотный кролик. Можно предположить, что лягушка на флаге также связана с богом грозы.
Лягушка располагается по правую сторону от Фу-Си – легендарного первого императора Китая с телом змеи и головой человека. Слева от него располагается ворон на фоне восходящего солнца – верховное божество периода Чжоу. Позиции ворона и лягушки - равнозначны. Все-таки дождь - это вода, падающая с Неба, отождествить её с нижним миром - не поворачивается язык.
В Сибири нет сезона дождей и кваканье лягушек ничего не значит. Поэтому лягушка быстро утратила связь с богом грозы и осталась лишь представителем водного мира.
Водный мир воспринимался как часть нижнего мира. Если обратится к тому же флагу из мовандуй, увидим, что мир держится на балыке двух рыбин, похожих на осетра. Когда рыбины шевелятся – мир сотрясается.
Рыбины и лягушки стали практически повсеместно изображаться на шаманских бубнах исключительно в нижней его части. Установилось поверье, что лягушки – покровители овец. Злые духи боятся лягушек, потому что лягушки уводят их на расправу к Эрлику – богу нижнего мира[2].
На Севере у хантов лягушка стала "шайтанской матерью". "Если женщина рожает, то бабка держит платок с бисером. Делает бисером лягушку на платке и на перке. Это шайтанская мать велит сделать, чтобы дети жили... Если невеста замуж выходит, то она обязательно такой платок на это место весит, а то ослепнет"[3].
При этом еще в XX веке селькупы и остяки выдалбливали лягушек на наличниках окон своих домов для защиты от нечистой силы.
Шайтанская мать - заколдованная невеста - царевна лягушка - мифический родоначальник - тотем - мать, защищающая своих детей. В этой логической цепочке есть смысл, но я не встречал людей, которые бы поведали миф о том, как их род произошел от лягушки. Напротив, лягушкой, как защитницей пользуются представители разных тотемов, а зачатую и те, кто не знает своих мифических корней. В основе такого поведения лежит посыл: враг моего врага - мой друг.
Между тем тотем лягушки действительно существует, но у австралийских аборигенов. Если задуматься, глашатай Бога грозы в числе предков - это круто.... для Индокитая.
[1] Бог дождя и грома
[2] С.В. Иванов «О значении изображений на старинных предметах культа Саяно-Алтайского региона»
[3] Н.Г. Пелих «Происхождение Хантов».