"Почту России" вновь трясёт. Проведенный аудит показал убытки за 2022 год в количестве 27,2 миллиардов рублей. С такими убытками предприятия обычно без государственной поддержки долго не живут. Но и умереть быстро почте РФ тоже не дадут, с учётом того, что это одно из крупнейших предприятий России с числом работников превышающих триста тысяч человек. А знаете ли вы, что с 2019 года почта РФ уже не государственное, а акционерное общество? Поэтому возникает мысль а нужна ли нашему государству почта вообще.
Что поделаешь - всему своё время. Теперь на почте редко кто бывает, ушли в прошлое междугородний телефон, телеграф и телетайп, обособился в отдельную империю и до неприличия разбогател Сбербанк, существовавший раньше в основном как сберкасса в приложении к почтовому отделению. Перехватили инициативцву по доставке посылок и бандеролей различные коммерческие структуры вроде СДЭКа.
И что осталось почте? Почти ничего! Рассылать судебные повестки и уведомления, необходимые для того, чтобы подтвердить факт самого обращения к конкретному гражданину или к государственной структуре? Но и эти функции постепенно переходят к МФО и к "Порталу Госуслуг". Налицо тот факт, что "Почта России" умирает, и пора принять решение или дать ей умереть, или срочно отправить в реанимацию.
Невероятно, но ещё совсем недавно почта была одним из главных столпов на которых держалось государство. Причём не только наше, а любое другое цивилизованное государство. Помните что требовал в первую очередь сделать Ленин для захвата власти. Взять почту, телеграф, телефон и железнодорожные станции. Без этих атрибутов власти государство выполнять свои функции было практически неспособно.
Необходимость быстрой доставки депеш, срочных грузов и газетных новостей всегда была в приоритете государственных, и не только государственных служб. Для этих целей создавались даже особые подразделения вроде голубиной или собачьей почты, не говоря уж о ямской службе, где ямщики и стали опорой российской государственной почтовой службы. Именно они объединили в себе доставку почтовых сообщений, небольших партий грузов и перемещение людей по определённым и заранее утверждённым маршрутам.
Так формировалась почтовая служба России, объединившаяся впоследствии в Министерство связи. Еще каких-то тридцать лет назад мы по вызову телеграммой ходили на переговорный пункт к указанному времени, чтобы сообщить родственникам что у нас все хорошо и они могут приезжать к нам на отдых, или сообщить какую-то новость. Или мастерили из фанеры почтовый ящик, чтобы отправить посылку. На почту ходили, подписаться на газеты и журналы, чтобы почтальон приносил их в наш почтовый ящик и мы ежедневно забирали их оттуда. Мы платили коммунальные платежи, через сберкассу при почтовом отделении, а почтальоны приносили домой нашим дедушкам и бабушкам их пенсию.
Раньше это бы это назвали фантастикой, но теперь бОльшая часть функций почты уместилась в маленькой коробочке, называемой смартфоном, и этот крохотный гаджет отправил в нокаут целую отрасль народного хозяйства. Я понимаю, что недаром многим почтовая служба кажется уже бесполезной и что её время прошло. Как говорится - умерла так умерла. Но так ли это на самом деле. Разумно ли было некоторые функции государства отдавать в частные руки?
Всё приходит в сравнении. Например, как работают современные компании по доставке. Вам приходит СМС, что на ваше имя пришла бандероль или посылка, которую вы можете получить по такому-то адресу. Вы приходите туда, предъявляете телефонное сообщение с QR кодом или полученный вами в сообщении код и забираете свою посылку. А "Почта России" вам вначале принесёт в ваш почтовый ящик извещение, в котором вы должны заполнить: ФИО , наименование документа (обычно паспорт) его серия и номер, кто и когда выдал, с указанием кода подразделения, адрес прописки, дату получения и, наконец , предъявив сам паспорт, расписаться в получении отправления. Чувствуете разницу в удобстве обслуживания? Кто, по вашему мнению проигрывает.
Я знаю что существует, по моему мнению, довольно непродуманный закон о защите персональных данных который, на самом деле, ничего и никого защитить не может, а только усложняет всем жизнь, но в том же "Озоне" или "Вайлдберизе" вы легко получите свою посылку без лишних формальностей.
Основной (но не единственной) причиной краха "Почты России" является потеря клиентов, которые переходят на более удобно организованные сервисы. Потерять клиентов легко, а вот привлечь обратно - чрезвычайно трудно.
Что будет дальше с "Почтой России" я не знаю, но какой-то выход будет, конечно, найден.
Впрочем, возможно, я в чём-то неправ, поскольку, проживая в Крыму, обычно пользуюсь услугами "Почты Крыма", потому, что "Почта России" так и не признала Крым своим. Хотя уже даже "Сбербанк" потихоньку заползает на территорию полуострова.