Существует целый ряд уловок, разработанных маркетологами, поддавшись на которые, человек может приобрести совершенно ненужный ему товар.
По словам директора департамента взаимодействия с потребительским рынком Роскачества Дарьи Ширяевой, главные манипулятивные приемы, которые побуждают посетителя крупного магазина сделать покупку, основаны на игре с органами чувств – зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, осязательными и тактильными.
В частности, схема расположения полок и стеллажей с определенными видами продукции тщательно продумана. Так, у входа в торговое пространство персонал магазина в последние годы нередко оборудует точку со свежей выпечкой. Аромат недавно испеченного хлеба моментально вызывает у человека чувство голода и стимулирует его сразу же совершить незапланированные покупки.
Неслучайны и многочисленные дегустации, которые довольно часто проводятся в торговых залах. Маркетологи считают, что вкусная продукция, предлагаемая во время сэмплинга, способствует возникновению аппетита, а также появлением неосознанного желания отблагодарить магазин за бесплатное угощение, сделав как можно больше покупок.
Помимо этого, на решение покупателя наполнить корзину товарами, в которых он не нуждается, влияет многочисленное количество акционных товаров, представленных торговой сетью. Продукцию со скидками размещают либо на отдельных полках, либо используют паллетную выкладку, чтобы покупатель обязательно обратил свое внимание и не прошел мимо.
С целью привлечения внимания производители используют для своих товаров яркую упаковку, а ретейлерам маркетологи рекомендуют оформлять торговые территории в красочных цветах.
Имеет значение и фоновая музыка, которая может звучать в разных точках магазина. Если вы подошли к полке и слышите быструю и ритмичную мелодию, то это может свидетельствовать о том, что перед вами товар, который продавец стремится быстро реализовать. Это может быть, в том числе, и продукция с истекающим сроком годности. Эксперты считают, что бодрые мотивы на подсознательном уровне могут вызвать желание совершить спонтанную покупку.
А вот медленные мелодии чаще всего включают в отделах постельного белья и техники. Низкий темп музыкального сопровождения побуждает человека больше времени находиться у прилавков, создавая у него иллюзию осознанного выбора, что в итоге приводит к увеличению числа покупок.