Многие слышали, что у Диснея есть официальный пантеон «принцессы Дисней» - в который входят героини самых известных и популярных мультфильмов. Все они героини сказок разных стран, причем сказок для девочек: некоторая форма воспитательной прозы – в них девочкам рассказывали какой нужно быть ,чтоб точно стать принцессой и может быть в финале королевой. Не все они вообще хотели или могли стать королевами и управлять чем-либо, задача этих историй показать направление движение девочке на пути к мечте - стать блестящей центровой фигурой своей сказки.
Архетипы у принцесс разные, часто с поправкой на национальные особенности сказки. Начинались она как правило с какого-то несчастья или утраты. Обязателен личный враг – и вот он делает весь смысл: потому что в сказках враг это всегда «враг в отражении» - тот самый личный парализующий образ зла, который именно ты считаешь непобедимым, и немыслимо всемогущим. И именно психологическая победа над своим страхом приводит к победе над врагом и дарует хеппи-энд. Не всегда главный злодей и главный страх один и тот же : например Белль. Гастон — это не только назойливый и самоуверенно тупой ухажер, но и свидетельство того, что она не может сделать что-то даже потенциально расстраивающее отца – приняв роль родителя в их семье после смерти матери. Ярким примером чего становится ее родительский поступок (пожертвовать собой оставшись в заложниках вместо отца). Привыкнув быть удобной надежной и спасающей, она своим примером научила самоотверженности эгоистичное Чудовище – кроме того, поскольку она во всех людях видела красоту и уникальность, показала чудовищу пример безусловной любви.
Это «официальная версия» – Белль воплощение доброты и любви, глупый и пристыженный жених, спасенный отец, проученное чудовище.
А что внутри?
Первоисточником мультфильма Бэль считается история из воспитательной книги Жанны Марии Лопренс – де – Бомон(1711-1776гг) «Детское училище или нравоучительные разговоры между разумною учительницею и знатными разных лет ученицами» и использовалась там как иллюстрация идеи что внешность не должна быть определяющей для доброй и хорошей женщины , главное доброе сердце ( много вопросов к доброте в сердце чудовища .. но в этом и «магия» жертвенности – жертвенная личность верит что своими поступками делает плохие дела других менее плохими)
Внутри грустная история о девочке, которая, по воле трагического случая осталась мамой инфантильному – пусть и доброму отцу, приняв за основу своей личности полное самоотречение в пользу более важных людей. Охотно оставаясь платой за жизнь отца ,она без разгона влипает в «стокгольмский синдром» по отношению к похитителю , и просит повидаться с отцом лишь для того чтоб отец не сильно переживал , возвращаясь чтоб не переживало уже Чудовище .
В первоисточнике все еще интереснее – у Белль были сестры ,они завидовали красоте девушке – тому что она была не только красива ,но и мила добра и услужлива ( мультфильм сделал их соседками ) . Ее отец ,зайдя в замок Чудовища, получил четкие инструкции о пользовании помещением , в которых средневековым по белому было сказано «Цветы рвать нельзя !» , что его ни капли не смутило. Поколебавшись для виду с минуту, он нарушил единственный запрет в дому у радушного и щедрого хозяина , что спас его накормил и отогрел . В финале ,колдунья не только возвращает все как было , но и по собственной инициативе превращает сестер в каменные статуи ( тоже много вопросов - куда же делась безусловная доброта Белль)
В книге Чудовище – самый мотивированный из абьюзеров Белль: магической утвари состоящей из незачто пострадавших слуг нет , а сам он был наказан колдуньей за свою гордыню . Девушку "на жалость" не берет. Когда она опаздывает из очередного визита к отцу и сестрам , которые , из зависти к богатству Чудовища решили обманом заставить Белль опоздать (чтоб он рассердился на девушку и убил ее) просто тихо почти помирает с тоски .
У Колдуньи тоже оснований для ее поступка было более чем достаточно .
Ни в рассказе Лопренс- де Бомон , ни в сценарии мультфильма Уолта Диснея главное чудовище истории – папа главной героини - не подсвечивается . А мне было бы интересно узнать : какие аргументы он нашел согласившись на предложение Чудовища «цветок взамен на дочь» ( как было в первоисточнике ) ;на сколько он был уверен что дочь не колеблясь согласиться заменить собой отца ; считал ли он вообще плохим поступком намеренное игнорирование единственной просьбы хозяина дома … Жаль ,но такого продолжения сказки еще не написали).
Пока у нас есть гимн спасательству, и девочке, которая видит хорошее в каждом чудовище и каждой колдунье на своем пути, и просто обязана всегда быть максимально удобной и полезной – иначе кто-то пострадает.
Или, если в Диснеевском случае – будь красива добра и пой, только тогда тебя найдет заслуженное счастье.
Спасибо за внимание
Подписывайтесь
Ставьте лайки
Записывайтесь на консультации.
https://www.b17.ru/id192075/
Бережная и внимательная помощь в решении ваших проблем
Автор: Лина Лобанова
Психолог, Страхи кризисы отношения
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru