Дружочки, в бытность маркетинг-директором мой отдел помимо привлечения клиентов занимался еще всякой ерундой (зачеркнуто) организацией корпоративных мероприятий, а также отвечал за сувениры и подарки покупателям.
Дабы вручить эти сомнительного качества брендированные наборы, в декабре, например 2008 года, требовалось в зависимости от степени зарегулированности компании, заложить на них деньги до 1 октября 2007, бюджетный процесс в глобальных компаниях завершается в октябре предыдущего года, и актуализируется ежеквартально.
Сначала создаем калькуляцию, назначаем ответственного, вручаем ему каталог и поручаем выбрать в фирменных цветах футболки, поло, ежедневники, рюкзаки и шопперы, куда поставим логотип, название, иногда и слоган компании, ну и чтобы 2 раза не вставать, заодно заказываем на весь год фирменных ручек, пакетов, маек, толстовок и кепок для сотрудников.
Просто узнать цены у одного поставщика недостаточно, по процедуре требуется провести тендер, запросить коммерческие предложения минимум от 3-х компаний, где детально прописать размерную сетку и плотность маек в граммах на метр квадратный.
Приложим схему того на каком расстоянии от подмышки и плеча будет размещен фирменный знак;
Отдельно прописываем, каким методом будет выполнено нанесение драгоценного лого, дорогой вышивкой руками девственниц, которая не потеряет шелковистого блеска до полного сноса вещи или тяп-ляп отпечатком бездушной машины, который потом будет намертво приставать к подошве утюга.
Оформить результаты изысканий в сравнительную таблицу и проголосовать группой руководителей за лучшее решение.
С выбранным счастливчиком-поставщиком оформить договор поставки, который согласовать со всеми задействованными департаментами: продаж, финансовым, юридическим, логистическим и головной компанией, а также прочими коллегами, кому ваша таблица - лишняя работа и головная боль.
Если компания плоская и бизнес-процессы упрощенные, предыдущее упражнение можно не делать, а сразу честно просить скидку от проверенного поставщика и молиться весь следующий год, чтобы он в отместку за утраченную долю прибыли не ухудшил качество исходников и печати.
Юные маркетологи как огня боятся требований обосновать расходы на сувенирку и показать влияние заказанных для кассиров фирменных фартуков на продажи в сети супермаркетов в процентах и рублях.
Нет, ваш руководитель не сумасшедший, он умом понимает что связи нет, однако ему надо в отчет подшить бумагу с цифрами, поэтому вот шпаргалка ожидаемого от вас ответа:
"В связи с множеством факторов, влияющих на потребительское поведение, не представляется возможным достоверно прогнозировать прирост продаж в торговых точках нашей сети вследствии переодевания кассиров в фартуки синего цвета с нашим фирменным знаком в районе грудной клетки.
Однако, мы можем сделать некоторые наблюдения, покупатели в момент обслуживания смотрят на кассира, в среднем в каждый момент времени кассир находится в поле зрения 2 покупателей в часы пик с 8 до 10 утра и с 19 до 21 и в поле зрения 1 покупателя в часы низкой загруженности.
Таким образом один кассир средней продуктивности показывает логотип на своей груди 100 покупателям в рабочий день и 170 в выходной.
Эмпирическим путем установлено, что покупатели-мужчины более платежеспособны и склонны к спонтанным покупкам, поэтому наряду с заказом фартуков предлагаю внедрить комплексную программу дополнительных продаж маржинальных товаров на кассе, отдавать предпочтение улыбчивым кассирам привлекательной внешности с размерами груди 3 и больше, и внедрить систему бонусов за выполнение индивидуального план продаж кассирами".
Поздравляю, вы только что научились играть в корпоративный футбол, и втянули в вашу игру ни в чем не повинных директоров магазинов.
Теперь вы понимаете, почему корпоративные сувениры такие, какими мы их все помним, и почему при слове "сувенирка" у любого сотрудника отдела маркетинга перекашивает лицо, как от зубной боли, и внезапно находятся важные срочные неотложные дела.
Часто на почетную должность "выбрать майки и замучить поставщика запросами коммерческих предложений", с готовностью откликаются молодые активные сотрудники и стажеры, но тогда другая беда - эмоционально вовлеченный новичок день-деньской бегает по отделу и делится своими открытиями, от наборов Дартс, где целиться нужно в мишень с логотипами конкурентов, до песочных часов, наполненных золотой пылью, поющих ручек и малахитовых копий торса основателя компании.
Когда до стажера доходит, что заказать поющие водяные пистолеты, заряженные шампанским не получится, зато придется кропотливо считать сколько блокнотов, квартальных календарей и ручек требуется на весь год региональным представителям, у него тоже вырабатывается профессиональное маркетинговое лицо на любое упоминание сувениров.
Другое триггерное слово для работников рекламной сферы и СМИ это "медиапланирование", о нем в другой раз.
С того времени развилась у меня стойкая усталость к подготовке праздников и особенно, к выбору подарков.
Дети мои быстро поняли, что классного сюрприза от мамы не дождешься и выбирают себе милые сердцу гаджеты (зачеркнуто) вещицы сами в рамках установленного мной бюджета, превышения тоже допускаются, особенно, когда в магазине пупсы намертво вцепляются в мечту и делают глаза кота из Шрека.
Люди, не ушибленные моим типом профессиональной травмы, находят немалое удовольствие в выборе и вручении подарков, именно на этой человеческой доброте и любви к ближнему беспардонно наживаются производители всего.
Существует приятная традиция постепенного открытия подарков в адвент-календаре.
Первые такие календари появились в 1903 году в Германии и затем распространились по всей Европе, в течении 24 дней до Рождества дети и взрослые ежедневно вспоминают свои добрые и злые деяния, совершенные в течении дня, молятся, открывают окошко в календаре и достают небольшой приятный сюрприз.
В пору массовой неграмотности и религиозности это был прекрасный способ не пропустить большой праздник в одном флаконе с недорогим 4-недельным курсом самостоятельной психотерапии
В эпоху суперпотребления и засилья рекламы наши внутренние часы сбиты задолго до декабря, в Антибе например, уличные рождественские декорации на улице повесили в канун Хеллоуина, а снимут только перед Пасхой.
Однако традиция получать небольшие подарки целый месяц не утрачена.
В 1903 году это были просто спрятанные от глаз до поры до времени цветные картинки (!), в 1958 стало понятно, что современные дети невозможно избаловались, несъедобные открытки их больше не радуют и пришлось срочно добавлять в окошки маленькие шоколадки.
Сейчас выпускаются сумасшедшие календари, внутри уже не окошек, а целых ящиков, запихивают пиво, колбасы, бутылки с оливковым маслом, баночки с джемом, корм и игрушки для животных.
Дальше всех пошли производители косметики и теперь вы в любом французском универмаге можете за 30-80 евро купить набор из 24 пробников их продуктов.
Это абсолютно гениально, раньше требовалось было оплачивать, обучать и контролировать супервайзерами активных и фотогеничных студентов в ТЦ, которые с многообещающей улыбкой раздавали нам эти крошечные пакеты с кремом и пропитанные лосьоном салфетки, теперь мы сами приходим, за свои деньги покупаем и распространяем рекламные образцы.
Если вы спросите меня, какой календарь я бы подарила себе, рассказываю.
Плоский лаконичного дизайна лист из плотной бумаги, компактный, почти невесомый и не требующий сверления стены для того, чтобы его повесить.
Без картинок, фотографий, пожеланий, надписей, логотипов, лака, позолоты, шелкографии и тиснения, просто матовый белый квадрат.
В нем 24 (а может и все 31) окошек-конвертов, в каждом конверте лежит купюра 100 евро и записка "порадуй себя".
А вы какой календарь себе загадаете?
PS. фото Андрея Мишурова. 2018 год