Сергей Миронович Киров — наверное самая раздутая фигура среди русских революционеров и советских деятелей первой трети ХХ века. Его именем назывались города и села, предприятия и колхозы, а улица Кирова была почти в каждом достаточно крупном населенном пункте.
Причин тому несколько:
1. Он был первым фаворитом Сталина, оттеснившим на второй план, даже друга вождя Серго Орджоникидзе.
2. Имел имидж "своего парня" (за что был любим в народе) — много общался с рабочими, не брезгуя панибратством.
3. Его жизнь трагически оборвалась (дав начало тотальным политическим чисткам с ускоренным судебным исполнением).
На самом же деле, Киров даже к большевикам примкнул после победы Октября, а его основная роль — доверенное лицо и соглядатай Сталина.
Возможно я нагнетаю из-за личного отношения к личности Кирова. Но в его биографии есть много странного (мягко говоря).
Например, вы знаете, что Есенин "застрелился" в Ленинграде, на следующий день после того, как туда назначили Кирова. Причем первый был в Баку трижды за год до смерти, а Кирова переводят из Баку.
Это не исследованная тема и я как-нибудь напишу о ней статью.
Одно то, что Сергей Костриков (настоящая фамилия Кирова) взял псевдоним от имени "Кир" («господин», «главный», «власть», «сила») говорит о многом. Как и у части низкорослых людей, у него были нешуточные амбиции.
Киров в Баку
После того, как 24 мая 1919 года Крестный ход, организованный митрополитом Митрофаном (причислен РПЦ к лику святых мучеников) был расстрелян большевиками. А сам архиепископ арестован (по приказу Кирова) и убит. Председатель временного революционного комитета Астрахани был срочно назначен членом Реввоенсовета XI армии РККА.
28 апреля 1920 года XI Красная армия, фактически без боя, заходит в Баку.
Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая 23 месяца, сменяется Советской властью.
Киров становится членом Кавказского бюро ЦК РКП(б).
А уже в марте 1921 года — Первым секретарём ЦК компартии Азербайджана, на должности которого пробудет 5 лет.
Бакинская жена
Киров был известным гулякой. О его похождениях во время учебы в Казани, сохранились документальные свидетельства в архивах.
Наверняка, он на самом деле привлекал женщин, даже не смотря на свой рост. Симпатичный, голубоглазый, умеющий красиво говорить...
Шлейф охочего до женщин (и не только) ловеласа, тянулся за ним с молодости.
Вот и приехав в Баку, он тут же нашел себе подругу — машинистку в городской управе. Однако теперь он не просто "один из", а фактический руководитель республики.
Приходится как-то умерить пыл. Он даже подругу отправляет рожать во Владикавказ, стремясь скрыть свои отношения. Но по возвращении ее с дочерью в Баку, все-таки приходится их оформлять.
Впрочем, ему "везет", молодая супруга скоропостижно умирает.
Теперь, как вдовец с малолетней дочкой на руках, он огражден от злых языков.
Предательство дочери
С Владикавказом у Кирова связано не только рождение дочери, там жила и его старинная знакомая Мария Маркус.
Сошлись они еще в 1909 году, когда вместе работали в газете "Терек" (он журналист, она кассирша). Насколько далеко зашли их отношения тогда неизвестно, но видимо во время посещения Кировым города, что-то вновь вспыхнуло.
Он забирает Маркус в Баку. Поручает работу с беспризорниками в отделе образования.
Когда же вскоре умирает жена, Киров и Маркус сходятся. Начинают жить, как муж и жена. Но прежде, Мария Львовна ставит условие — никаких левых отпрысков в доме.
Маленькая Женя Кострикова, которой едва исполнилось два года, отправляется в детский дом-интернат.
Кострикова Евгения Сергеевна (1921—1975)
После смерти Кирова в 1934 году, Женю переводят в среднюю школу-интернат при одном из специальных детских домов, учреждённых правительством для детей из Испании.
В 1938 году, она с отличием оканчивает школу и поступает в МММИ им. Баумана (МВТУ).
Великая Отечественная война
Когда начинается война, Женя Кострикова только закончила третий курс.
Она бросает учебу, оканчивает трехмесячные курсы фельдшеров и идет добровольцем на фронт.
Ее отправляют в медико-санитарный взвод отдельного танкового батальона, в составе которого она воюет на Западном фронте. В том числе, участвует в битве под Москвой.
Спасает бойцов на передовой, за что получает первую награду — медаль "За отвагу" (2 января 1942 года). В том же году, в октябре, получает орден "Красной Звезды".
Вскоре, направляется военфельдшером на укомплектование 79-го отдельного танкового полка, который бросается в гущу боев за Сталинград.
Кострикова и здесь не остается без награды, получает медаль "За оборону Сталинграда".
В жестоких боях под Сталинградом, когда, по словам Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова, «…казалось, нельзя было руку поднять над землей», военфельдшер Кострикова прямо на поле боя оказывала первую помощь раненым и выносила их в безопасное место под ураганным огнем противника.
В январе 1943 года полк переименовывают в 54-й гвардейский. Следующее его крупное сражение — Курская дуга. Но до этого, бесстрашная Евгения получает еще два ордена: Отечественной войны II степени (5.07 1943) и Красного Знамени (11.08.1943).
На Курской дуге военфельдшер Кострикова спасла жизнь 27-ми танкистам полка и была награждена орденом Красной Звезды. После ранения, в декабре 1943 года, гвардии старший лейтенант Кострикова была направлена в оперативный отдел 5-го гвардейского механизированного корпуса, где пробыла недолго. При поддержке начальника оперативного отдела корпуса полковника А. П. Рязанского была направлена на учёбу в Казанское танковое училище.
Командир танковой роты гвардии капитан Кострикова
Удивительная девушка.
Ей всего 22 года, но уже шесть боевых наград (седьмую, орден Отечественной войны I степени, она получит 5 мая 1945 года). Есть ранение, которое не позволяет находиться на передовой.
Но она не отсиживается в штабе, а идет вновь учиться, чтобы непосредственно участвовать в уничтожении врага. Причем на танкиста, коих всего из женщин было не более двух десятков, а окончивших танковое училище всего трое:
- Ирина Левченко (в 1943 году окончила ускоренный курс Сталинградского танкового училища);
- Александра Бойко (в 1943 году окончила Челябинское танковое училище);
- и Евгения Кострикова (в 1944 году с отличием окончила ускоренный курс Казанского танкового училища).
К сожалению, шрамы на лице от ранения преждевременно "состарили" молодую девчонку, что в будущем сильно сказалось на ее личной жизни.
После училища
До Великой Отечественной, история войн не знала примеров того, чтобы командиром танка были женщины — слишком высоки требования к хладнокровию, силе воле и точному расчету. Не каждый мужчина выдержит лобовую атаку противника или прицеливание под плотным огнем врага.
А Жене Костриковой достался еще и новейший Т-34-85, который использовался в полку на всю катушку.
Она вернулась в свой 5-й гвардейский механизированный корпус на должность командира танка.
Танки Костриковой под боевым знаменем 5-го гвардейского Зимовниковского механизированного корпуса форсировали Одер, Нейсе и к 30 апреля 1945 года вышли к юго-восточной окраине Берлина. 5 мая ее боевые машины были выведены из участия в Берлинской операции и направлены на освобождение Праги. Боевой путь двадцатичетырехлетней Евгении завершился в Чехословакии.
Поствоенная жизнь
Как и у многих героических женщин той войны, мирная жизнь у Костриковой не сложилась.
Муж, штабной офицер-полковник, с которым отношения завязались на фоне требований Евгении по снабжению танкистов, оказался женат. Получив звание генерала, он с легкостью расстался с "фронтовой женой" возвратившись в гражданскую семью.
Уволившись в запас после Победы, девушка долго не могла найти работу. Стала комплексовать по поводу своей внешности. Замкнулась.
А ей всего было 25.
Так никогда больше и не вышла замуж, не заимела детей.
30 лет одиночества и забвения в однокомнатной московской квартире.
Умерла Евгения Сергеевна Кострикова ровно через 30 лет после Победы, день в день. Похоронили ее на Ваганьковском кладбище за счет государства. Попрощаться пришел один человек — подруга-военфельдшер, случайно узнавшая о ее кончине.
Ей было всего 54...