Найти тему
Hélène Fourment

Воистину Воскресение - открытие такой картины!

А как ещё можно назвать обретение картины 16-го века, написанной ведущим фламандским художником эпохи Возрождения Яном Сандерсом ван Хемессеном!

Дорогие читатели, друзья, всех приветствую!

История начиналась обычным образом: на аукционе в Мюнхене в ноябре 2017 года продавалась старинная картина, написанная маслом на дереве. Она значилась как "Неизвестный художник, Итальянская школа, 17 век": 

До реставрации
До реставрации

Картина была очень темной, под толстым слоем стойких поверхностных загрязнений и очень темным, коричневым лаком. Она была куплена экспертом и арт-дилером Доротеей Аповник.

Есть такой бизнес: купить картину - отреставрировать - перепродать дороже. И прибыль напрямую зависит от компетентности и профессионализма эксперта - увидеть "бриллиант" под многослойными вековыми наростами. У Доротеи большой опыт, она много лет специализируется на живописи 14-19 веков, работала во Франкфурте в музее Штеделя до 2012 года, сейчас живёт и работает в Вене.

Доротея сразу увидела, что картина сильно записана. Через плотный слой чужеродной краски разглядеть что-либо было невозможно.

Фрагмент до реставрации
Фрагмент до реставрации

Но терновый венец был очень хорош, это был единственный участок живописи, более-менее доступный для изучения.

Она рискнула! Что было бы с этой картиной, не найдись желающего её приобрести? Неизвестно...

Доротея принесла картину в реставрационную мастерскую и попросила сделать пробное раскрытие живописи. По собственному опыту скажу, это всегда очень волнительный момент! Это момент истины - заглядываешь одним глазком в чуть приоткрытую дверь и не знаешь , что увидишь за ней: другой мир, яркий и красочный или не увидишь ничего, темноту.

Реставратор сделал маленькую пробу - несколько кв. сантиметров на фоне справа от головы Иисуса Христа...

-3

Восторг!!!

Сразу стало понятно, что картина - нечто необыкновенное. Особенно ореол в этой цветовой палитре — большая редкость. Реставраторы предположили, что она была записана в 19 веке. В то самое викторианское время, с "благой" целью - наготу Христа прикрыть. И началась планомерная работа по удалению грубых записей, темного лака и раскрытию авторской живописи:

-4

Фото эпическое!!!

Вот так удалялась поздняя накидка красно-коричневого цвета, скрывшая от зрителя первозданный, родной колорит и формы. Рука прорывается наружу через чужую краску, слои лака и записей, наружу, на свободу, к нам, к зрителям, прорывается как будто с кpoвью, cдирая кoжу! Ух!!! Давно я не видела ТАКИХ сильных по эмоциональной концентрации фотографий!

-5

Дальнейшее раскрытие шло по плану, открывая знакомый рисунок и формы...

Это была неизвестная картина фламандского художника Яна ван Хемессена! Он жил недалеко от Антверпена с 1500 по примерно 1566 год и был известен, среди прочего, своими выдающимися портретами и выразительными изображениями людей большого формата.

Посмотрите результаты раскрытия авторской живописи, совместила фрагменты до и после расчистки:

-6

Терновый венок и ореол вокруг головы Иисуса. Далее - удалена накидка, полностью скрывающая тело Христа:

-7

И, конечно, самое большое открытие это расчистка лица Иисуса Христа:

-8

И общий вид вновь обретенной картины "Христос как торжествующий Искупитель" после реставрации:

Ян Сандерс Ван Хемессен (1490/1510 – 1556/1579) "Христос как торжествующий Искупитель", около 1545 года. Дуб, масло, высота: 77 см, ширина: 58,5 см
Ян Сандерс Ван Хемессен (1490/1510 – 1556/1579) "Христос как торжествующий Искупитель", около 1545 года. Дуб, масло, высота: 77 см, ширина: 58,5 см

Картина "Христос как торжествующий Искупитель" — новое дополнение к творчеству великого мастера Яна Сандерса ван Хемессена. 

-10

После удаления огромного слоя записей появился совершенно другой Христос. Авторский красочный слой оказался в отличном состоянии, если не считать небольших утрат вокруг рта Христа и по шву между первыми двумя досками слева. Мощная передача нарисованной фигуры, ее монументальность и чрезвычайно убедительное изображение обнаженного тела Христа указывают только в одном направлении: картину написал Ян Сандерс ван Хемессен (1490/1510–1556/1579), к этому мнению пришли все эксперты. 

В отличие от многих своих коллег-художников в Антверпене, Хемессен особенно выделялся обнаженными фигурами большего масштаба, без сомнения, под влиянием итальянской современной живописи, которую он изучал во время поездки в Италию в 1520-х годах. 

Микеланджело, Андреа дель Сарто и Рафаэль, очевидно, оказали огромное влияние на молодого художника, который больше, чем любой другой художник своего мира, был способен превратить впечатлившие его итальянские образы в новую северную традицию. Хемессен сосредоточил свое внимание на монументальных, мощных обнаженных телах, часто изображал преувеличенно экспрессивные позы.

Что самое интересное: экспертам была прекрасно известна версия "Христа как Торжествующего Искупителя", выполненная одним из учеников Хемессена, слабее по живописи, менее убедительная:

"Человек скорби", подписана и датирована 1540-е годы, ученик Хемессена.
"Человек скорби", подписана и датирована 1540-е годы, ученик Хемессена.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки