А как ещё можно назвать обретение картины 16-го века, написанной ведущим фламандским художником эпохи Возрождения Яном Сандерсом ван Хемессеном!
Дорогие читатели, друзья, всех приветствую!
История начиналась обычным образом: на аукционе в Мюнхене в ноябре 2017 года продавалась старинная картина, написанная маслом на дереве. Она значилась как "Неизвестный художник, Итальянская школа, 17 век":
Картина была очень темной, под толстым слоем стойких поверхностных загрязнений и очень темным, коричневым лаком. Она была куплена экспертом и арт-дилером Доротеей Аповник.
Есть такой бизнес: купить картину - отреставрировать - перепродать дороже. И прибыль напрямую зависит от компетентности и профессионализма эксперта - увидеть "бриллиант" под многослойными вековыми наростами. У Доротеи большой опыт, она много лет специализируется на живописи 14-19 веков, работала во Франкфурте в музее Штеделя до 2012 года, сейчас живёт и работает в Вене.
Доротея сразу увидела, что картина сильно записана. Через плотный слой чужеродной краски разглядеть что-либо было невозможно.
Но терновый венец был очень хорош, это был единственный участок живописи, более-менее доступный для изучения.
Она рискнула! Что было бы с этой картиной, не найдись желающего её приобрести? Неизвестно...
Доротея принесла картину в реставрационную мастерскую и попросила сделать пробное раскрытие живописи. По собственному опыту скажу, это всегда очень волнительный момент! Это момент истины - заглядываешь одним глазком в чуть приоткрытую дверь и не знаешь , что увидишь за ней: другой мир, яркий и красочный или не увидишь ничего, темноту.
Реставратор сделал маленькую пробу - несколько кв. сантиметров на фоне справа от головы Иисуса Христа...
Восторг!!!
Сразу стало понятно, что картина - нечто необыкновенное. Особенно ореол в этой цветовой палитре — большая редкость. Реставраторы предположили, что она была записана в 19 веке. В то самое викторианское время, с "благой" целью - наготу Христа прикрыть. И началась планомерная работа по удалению грубых записей, темного лака и раскрытию авторской живописи:
Фото эпическое!!!
Вот так удалялась поздняя накидка красно-коричневого цвета, скрывшая от зрителя первозданный, родной колорит и формы. Рука прорывается наружу через чужую краску, слои лака и записей, наружу, на свободу, к нам, к зрителям, прорывается как будто с кpoвью, cдирая кoжу! Ух!!! Давно я не видела ТАКИХ сильных по эмоциональной концентрации фотографий!
Дальнейшее раскрытие шло по плану, открывая знакомый рисунок и формы...
Это была неизвестная картина фламандского художника Яна ван Хемессена! Он жил недалеко от Антверпена с 1500 по примерно 1566 год и был известен, среди прочего, своими выдающимися портретами и выразительными изображениями людей большого формата.
Посмотрите результаты раскрытия авторской живописи, совместила фрагменты до и после расчистки:
Терновый венок и ореол вокруг головы Иисуса. Далее - удалена накидка, полностью скрывающая тело Христа:
И, конечно, самое большое открытие это расчистка лица Иисуса Христа:
И общий вид вновь обретенной картины "Христос как торжествующий Искупитель" после реставрации:
Картина "Христос как торжествующий Искупитель" — новое дополнение к творчеству великого мастера Яна Сандерса ван Хемессена.
После удаления огромного слоя записей появился совершенно другой Христос. Авторский красочный слой оказался в отличном состоянии, если не считать небольших утрат вокруг рта Христа и по шву между первыми двумя досками слева. Мощная передача нарисованной фигуры, ее монументальность и чрезвычайно убедительное изображение обнаженного тела Христа указывают только в одном направлении: картину написал Ян Сандерс ван Хемессен (1490/1510–1556/1579), к этому мнению пришли все эксперты.
В отличие от многих своих коллег-художников в Антверпене, Хемессен особенно выделялся обнаженными фигурами большего масштаба, без сомнения, под влиянием итальянской современной живописи, которую он изучал во время поездки в Италию в 1520-х годах.
Микеланджело, Андреа дель Сарто и Рафаэль, очевидно, оказали огромное влияние на молодого художника, который больше, чем любой другой художник своего мира, был способен превратить впечатлившие его итальянские образы в новую северную традицию. Хемессен сосредоточил свое внимание на монументальных, мощных обнаженных телах, часто изображал преувеличенно экспрессивные позы.
Что самое интересное: экспертам была прекрасно известна версия "Христа как Торжествующего Искупителя", выполненная одним из учеников Хемессена, слабее по живописи, менее убедительная:
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.