Найти тему

Тема взросления и взрослой жизни в романе Н. Нестеровой "Дом учителя"

Продолжим разговор о творчестве Натальи Нестеровой, автора бестселлеров « Уравнение со всеми неизвестными», «Позвони в мою дверь», «Бабушка на сносях» и многих других.

Каждую её книгу беру в руки с удовольствием, предчувствуя что-то приятное, умное и полезное и неординарное. Конечно, у Нестеровой есть свой стиль, свои слабые и сильные стороны, но об этом не хочется говорить. Хочется просто читать и соглашаться или спорить, испытывать любые эмоции, всё что угодно, но только не скуку и не равнодушие.

Сегодня поговорим о её книге «Дом учителя», вышедшей в свет в 2019 году.

В романе автор раскрывает тему взросления и поднимает проблемы взрослой жизни. Повествование ведётся от лица женщины – педагога, которая вступила в сложный этап своей жизни. Чтобы поправить здоровье и свой психологический «микроклимат» Анна Аркадьевна отправляется в Кисловодск.

Её муж, Илья Ильич, с которым они прожили 34 года, не любил расставаться с женой. Его миропорядок прочен и надёжен, только если Аня рядом.

У них двое детей, они понимают друг друга с полуслова, «их обмен упрёками может быть дурашливой игрой, а вежливый корректный разговор – настоящей ссорой».

Илья Ильич и Аня никогда не отдыхали раздельно, поэтому со стороны мужа отпустить жену на курорт было жертвой и подвигом. Илья Ильич – мужественный офицер, совершивший подвиг, был представлен к ордену за спасение людей, но говорить и рассказывать об этом он не хочет. Он хорошо знает, что жена гордится им, хотя никаких высоких слов произнесено не было, а звучали только осуждения в том, что он подвергал себя смертельной опасности, а сама не смогла бы жить с ним, «выкажи он себя трусом».

"Муж военный, полковник, преподает в академии, дочь в ординатуре, оканчивает медицинский институт, сыну тридцать два года, работает в большой авиакомпании. Сама Анна Аркадьевна трудится мелкой чиновницей в одном из научных институтов при Министерстве образования и читает спецкурсы в педагогическом университете... Научная работа Анны Аркадьевны была связана с одаренными детьми»

Вот такая предыстория семейных отношений героини, которые подверглись испытанию, но в конце всё становится на свои места. Семейные ценности, как я уже говорила, были для автора очень важны.

В этой книге затронута ещё одна проблема, которая привлекла меня. Это проблема многолетней женской дружбы, которая доставляет боль и разочарование героине. Анна Аркадьевна страдает от этих отношений, терпит много лет ложь и лицемерие подруги, но не может разорвать этих отношений. Героиня многое понимает в своей подруге и не принимает этого, однако, в силу воспитанности или, может быть, привычки, не может отказаться от дружбы. Всё решает, как это часто бывает, его величество случай. Люди, к сожалению, редко меняются в лучшую сторону, только другим это не всегда видно.

Но почему всё же «дом учителя»? В романе есть ещё одна сюжетная линия, связанная с неординарным юношей, который, увидев в Анне Аркадьевне умную женщину, пытается решить за её счёт свои проблемы и амбиции. Его развитый от природы ум не даёт ему покоя. Юноша с одной стороны пытается понять себя, задавая вопросы героине, с другой – не ударить в грязь лицом перед педагогом с большим опытом.

Еще «домом учителя» автор называет своё произведение, наверное, потому, что выводит образ бывшей аспирантки, которая отказывается от защиты диссертации, от карьеры ради работы в школе, где учатся цыганские дети, не говорящие по-русски, не умеющие сидеть за партой и поднимать руку. «Фантастическая женщина» начала учить их на песнях. Впоследствии из них получились «такие милашки», наизусть читающие Пушкина.

Нельзя сказать, что я не вижу в этой книге недостатков в виде излишней морализации. Но мысли-то умные! Да и сама героиня, поучавшая всех, кто встречался на её пути, самокритична, не щадит и себя любимую. Вот несколько цитат из книги, которые, надеюсь, вас тоже заинтересуют:

· Каждый человек сотню раз слышал, что надо ценить то, что имеешь. Но есть ли хоть один, кто воспользовался этим советом? Понять и увидеть хорошее можно только оглянувшись.

· Ревность всегда найдет объект – к коллеге по работе,к соседу по даче, к артисту на сцене, ... Исчезни люди, муж стал бы ее ревновать к деревьям, облакам, солнцу.

· Как растению для хорошего роста нужны удобрения, так ребенку требуется в разумных дозах внимание. Боязнь удобрений – из-за вредной химии – суть невежество, отсутствие заботы о ребенке – замаскированное преступление.

· Кто придумал, будто в споре рождается истина? В споре рождается и костенеет только уверенность в собственной правоте. Нужно говорить так, чтобы искомое пришло к человеку как личное открытие.

· Вы за кого принимаете учителей? За революционеров? Никакому правительству не нужны педагоги-бунтари. А нужны те, кто будет следовать государственно-утвержденной программе. Побузить – это в свободное время. Его учителя практически лишены, они все на полутора ставках, чтобы хоть как-то прокормиться, свести концы с концами. Кроме того, педагог, который учит тому, во что не верит, халтурщик и аморальный тип.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовал роман и вы его тоже читали, поделитесь своими впечатлениями.

Вот ссылка для тех, кто пожелает прочитать онлайн. Полный бесплатный вариант:

https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/1078210-natalya-nesterova-dom-uchitelya-litres.html#book

Желаю удачи!