«Херсонес Таврический» сегодня возобновил работу. Накануне его экспозиционные и выставочные залы были закрыты для посещения. Музей-заповедник пострадал от непогоды и штормового ветра. О масштабе разрушений — репортаж Олега Смирнова.
Человек слабее стихии. Но на этом берегу идёт принципиальное сражение. Море наступает на древний Херсонес.
Люди держат оборону. Директор музея-заповедника осматривает последствия недавнего разгула стихии. В ночь на понедельник шторм ударил по оборонительному рубежу и прорвал его.
«Фундаменты памятников обнажились. Очень горько для меня отмечать, что это базилика 35-го года. Это наш бренд, который нанесен на 200-рублевую купюру и особо любимое место нашими гостями. Это базилика — 32 года, Уваровская. Все они в зоне риска. Мы сейчас обращаемся в министерство для того, чтобы в оперативном скором порядке нам оказали поддержку», — рассказала директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова.
Открыточные виды «Херсонеса Таврического» любят художники. Это помогает восстановить картину произошедшего.
Вот эта свежая работа 23-го года, и на ней берег выглядит уже оползневым. Если это же самое место увидеть сейчас, то видно, что под воздействием стихии он ещё сильнее разрушился.
Морская граница музея-заповедника — чуть больше километра. Как защитить его от сползания в воду, задумались ещё в 90-е годы прошлого века. Тогда и начали строить защитную стену, которая сейчас спасла руины античного полиса. Разрушена только кладка здания, известного как Дом текстильщика.
«Есть и поручение на уровне правительства, президента о том, чтобы обеспечить защиту береговой линии Херсонеса от разрушений. Но это огромный проект и деньги, но… Начинали эти работы несколько раз, но вот пока, так сказать, результата, как мы видим, нет», — отметила заместитель директора музея-заповедника «Херсонес Таврический» по научной работе Лариса Седикова.
Экскурсионную тропу вдоль побережья временно закроют. Помощь в локальном восстановлении уже оказало оборонное ведомство. Экспертам предстоит оценить нанесённый природой ущерб и решить самую главную задачу — укрепить берега, чтобы руины полиса, который просуществовал два тысячелетия, не оказались утрачены в начале третьего.
Подробнее в сюжете
Олег Смирнов, Виталий Козловский