#crochet, #вязаниеКрючком, #кружевноеВязание
Закончено описание всех моделей 1 и 2 частей книги «Вязание крючком в XIXвеке». Далее идет рассказ об образцах, связанных крючком, по материалам музеев европейской части России.
А каким же путем рисунки могли попасть в небольшие поселения? С городами все более-менее ясно, даже не очень богатые люди могли выписать какой-то журнал («Модный магазин», «Модный свет», «Модный курьер», «Новый русский базар», «Вестник моды»). Например, в семье моей прабабушки, которая была портнихой, был выписан журнал «Новый русский базар» за 1890 год, она тогда была еще подростком.
В деревню рисунки из таких журналов попадали, конечно, не прямиком, а, бывая в гостях в городе, провязывался кусочек кружева по образцу журнального рисунка или готовой вещи, а затем этот рисунок показывался всем соседкам. Как рассказывала моя свекровь, Валентина Васильевна Шешина, в девичестве Дувакина (1920-2010), когда в село попадал какой-то рисунок, все рукодельницы обязательно что-то вязали этим рисунком, причем каждой хотелось связать быстрее и качественнее всех. Валентина Васильевна, показывая мне подзор, довольно-таки сложный, связанный ею в 17-летнем возрасте, с гордостью говорила, что она быстрее всех разобрала этот рисунок и связала его.
На полотенце моей тети, Клавдии Ивановны Кочубеевой (Чадаевой) (1896-1973) воспроизведен филейным вязанием рисунок с птичками, рисунок соответствует рисунку альбома, изданного в издательстве “Priscilla” в 1911 году! (RobinsonPriscillaFilet)
Этим же узором (с вариацией) связаны оконные занавески в этнографическом музее г. Козьмодемьянска.
Рисунки вышивок и вязания в сельской местности были очень востребованы, ведь крестьянская девушка к моменту свадьбы должна была иметь постельное и столовое белье – полотенца, наволочки, накидушки, покрывала, подзоры – на всю жизнь.
Как рассказывала мне моя тетя Мария Ивановна Чадаева (1916 – 2003), все родные и двоюродные сестры участвовали в шитье, вязании и вышивке приданого старшей сестры.
Другим источником узоров вязания и вышивки были вкладыши в парфюмерную продукцию фирм «Брокаръ», «Ралле», «Товарищества высшей парфюмерии» и т.д.
Узором с листовки «Товарищества высшей парфюмерии» у тети Маруси была связана накидка на швейную машинку, этим же рисунком связана скатерть в музее Добролюбова.
и в Мышкинском музее «Махаев двор».
Следующим источником распространения рисунков для рукоделия, на мой взгляд, являются женские монастыри. Рукоделие в монастырях было на высоком уровне, часть выполненных работ продавалась.
Так, например, бабушкой моего мужа, Екатериной Дувакиной, было куплено в Дивеевском монастыре около 1905 г. полотенца для приданого дочери. Кружево одного полотенца связано на тесьме миньярдиз:
а второе – на более сложной тесьме:
Кружева на тесьме очень рекламировалось в конце 19 – начале 20 века.
Есть свидетельство Татьяны Александровны Аксаковой (Сиверс) о том, что монашек в лагерях ГУЛАГа заставляли вышивать и вязать, расплачиваясь кусками сахара или небольшими порциями масла.
Еще один источник рисунков был связан с тем фактом, что вязание крючком замечательно имитирует другие способы выполнения кружева, в частности филейную вышивку. Вот, например, полотенце из Ульяновска:
Сверху филейная вышивка (кусочек чуть виден), а снизу кружево, копирующее данный рисунок и связанное крючком. В узор кружева рукодельница добавила вместо квадратной красивую сетку «бантики».
Вот по этой филейной вышивке был выполнен рисунок крючком
полотенце из этого музея
Часть текстового материала без фотографий опубликован в сборнике докладов ХХХХ Добролюбовских чтений
Ждите книгу «Вязание крючком в XIXвеке, часть 3».
Дорогие читатели, благодарю Вас за подписки, комментарии и лайки. Всегда рада вашим комментариям и вопросам.
А уж как по Вам скучают электронные книжки!
По материалам Главы3 Вы сможете связать митенки», кошельки и длинный «кошелек скупца»
Смотрите электронные книги https://ridero.ru/books/vyazanie_kryuchkom_v_xix_veke_chast_1/
https://ridero.ru/books/vyazanie_kryuchkom_v_xix_veke_chast_2/