В октябре 2024 г. в работе Североатлантического альянса начнётся новый этап. Произойдёт смена генерального секретаря альянса. В отставку уйдёт норвежец Йенс Столтенберг. Во главе НАТО он находится с октября 2014 г., что делает его одним из рекордсменов по времени пребывания в должности. Больше него руководителем альянса проработал только голландец Йозеф Лунс — 13 лет, с 1971 по 1984 г.
Формально позиция генсека альянса не кажется столь уж значимой. НАТО — прежде всего, военный альянс. И главную роль в нём играют лица, занимающие позиции в военной иерархии. В частности, главнокомандующий объединёнными силами в Европе и председатель Военного комитета блока.
В то же время должность генерального секретаря имеет свой определённый вес и своё значение. Во-первых, это глава политического подразделения НАТО, того аппаратного звена, которое отвечает за политическое сопровождение военного курса. Во-вторых, генсек — главный фронтмен альянса. Именно он озвучивает все ключевые решения, принятые как его военными, так и гражданскими секторами. В-третьих, именно поэтому генеральный секретарь олицетворяет собой руководство НАТО как таковое. Наконец, он — глава условного «дипломатического офиса» союза. На генсека возложены все основные обязанности по поддержанию диалога как с членами альянса, так и внешними игроками — друзьями и противниками.
В современных реалиях значение фигуры генерального секретаря НАТО особенно возросло. На фоне вооруженного конфликта на Украине во многом именно от него зависят единство и дисциплина в рядах блока. Он — модератор всех его внутренних процессов, требующих деятельного участия политиков-руководителей государств-членов альянса. Генсек же проецирует военно-политическую линию НАТО на мировой арене.
Субъектность генерального секретаря хорошо иллюстрирует факт неоднократной пролонгации полномочий Й. Столтенберга. Заняв кресло в Брюсселе в 2014 г., он проработал две легислатуры по четыре года и должен был покинуть его в октябре 2022 г. Однако Совет НАТО продлил полномочия норвежца сначала до конца сентября 2023 г., а затем до октября 2024 г. Наибольшую заинтересованность в сохранении Й. Столтенберга на занимаемом посту проявила главная страна блока — США. В представлении американской стороны, скандинавский политик полностью справлялся с возложенными на него обязанностями и не требовал замены даже после завершения сверхсрочного периода своей работы.
Кулуарная борьба, развернувшаяся за пост преемника Й. Столтенберга, лишний раз подчеркивает значимость позиции политического главы альянса. Пока в ней участвуют трое. Это и.о. премьер-министра Нидерландов Марк Рютте, министр иностранных дел Латвии Кришьянис Кариньш и глава правительства Эстонии Кая Каллас.
Несмотря на то, что до официального определения фигуры нового генсека ещё почти год, решающий этап кабинетной борьбы уже в разгаре. Осенью началось обсуждение кандидатур М. Рютте и К. Каллас. В ноябре с.г. Рига, с целью продвижения своего кандидата, приступила к неофициальным межгосударственным консультациям с другими членами альянса. Причём в том же в ноябре американское агентство Bloomberg поспешило заявить, что исход состязания за кресло генсека уже завершен, и страны-члены альянса остановили свой выбор на политике из Нидерландов. Аналогичную «утечку» озвучило и французское Agence France-Presse. В то же время американское издание Politico сообщило, что далеко не все в политическом истеблишменте США поддерживают кандидатуру М. Рютте.
Поспешное начало гонки и её явно конкурентный характер говорят о том, что ставки для всех участников состязания достаточно высоки. На кону — должность, контроль над которой позволяет играть видную роль в формировании и реализации политического курса Североатлантического альянса на международной сцене.
Для правительств стран, выдвинувших своих номинантов, это и ряд более частных преференций. Во-первых, престиж среди членов блока, подтверждение компетентности собственных политических элит. Во-вторых, что особенно важно для Латвии и Эстонии, легитимация в статусе значимых участников альянса. В-третьих, получение канала прямой связи с политической и военной верхушкой США и Британии, а также других ведущих в военном плане стран НАТО.
Исходя из данных СМИ, М. Рютте — наиболее вероятный претендент на роль сменщика Й. Столтенберга. В пользу его фигуры говорит ряд обстоятельств. Это и вхождение Нидерландов в число стран, наиболее преданных «атлантическому единству». И традиционная близость голландского истеблишмента к политическим элитам США и, в особенности, Британии. И поддержка фигуры М. Рютте представителями военно-политического руководства таких стран как США, Франция и Германия.
Свою роль способны сыграть и внутриполитические перспективы М. Рютте. Он — единственный из трёх кандидатов, кто гарантированно покинет занимаемую должность в своей стране уже в ближайшие месяцы. Прошедшие в Нидерландах в ноябре с.г. парламентские выборы приведут к власти новое правительство с новым премьером.
В то же время утверждать о М. Рютте как об однозначном преемнике Й. Столтенберга пока преждевременно. Ещё есть время для выдвижения иных кандидатов, пока не заявивших о себе в гонке. В этой связи весьма примечательно заявление постоянного представителя Британии при НАТО Дэвида Куорри. Он, в частности, заметил, что сильные кандидаты на пост генсека могут появиться в самый последний момент.
У стран-альянса довольно широкий выбор. Так, в числе потенциальных претендентов от Британии фигурируют бывшие премьер-министры Тереза Мэй и Борис Джонсон, а также бывший министр обороны Бен Уоллес. Кандидатом от Канады, поддержанным США, может оказаться действующий заместитель премьер-министра Христя Фриланд. В числе возможных претендентов от европейских стран в разное время назывались председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, бывший президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, президент Словакии Зузана Чапутова и др.
При этом вне зависимости от фигуры победителя, степень самостоятельности будущего генсека и уровень ориентированности на позицию «продвинувших» его стран преувеличивать не стоит. Система принятия решений в НАТО построена так, что вне зависимости от того, представитель какого государства займёт пост генерального секретаря, решающее влияние на него будет оказывать руководство Соединенных Штатов. Более того, Вашингтон в состоянии обеспечить полную лояльность со стороны тех политиков, выдвижение которых на руководящий пост лоббировалось отнюдь не им.
Так, Й. Столтенберг в 2014 г. считался, прежде всего, креатурой тогдашнего федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель (хотя и получил предварительную поддержку от Вашингтона и Лондона). Однако во главе блока он стал проводником отнюдь не линии Берлина, а одним из самых незаменимых именно для США политических лидеров союза.
Для России новый генеральный секретарь НАТО будет, прежде всего, ассоциироваться с сохранением наступательной политики блока на восточных рубежах и активной военно-технической поддержкой Украины. Сменщик Й. Столтенберга должен завершить процесс вступления в альянс Швеции. При нём будет приниматься решение о запуске процедуры присоединения к блоку новых претендентов — Боснии и Герцеговины, Украины и Грузии. НАТО продолжит наращивание своего военного присутствия в непосредственной близости от РФ — на территории стран Прибалтики, в Румынии и Польше.
Подробности от АК: https://actualcomment.ru/sopernichestvo-za-post-genseka-nato-2311291535.html
Соперничество за пост генсека НАТО
6 минут
63 прочтения
30 ноября 2023