Найти тему
Друг для друга Курск

На стройплощадку Курской АЭС-2 доставлен 340-тонный корпус реактора

На минувшей неделе на стройплощадку Курской АЭС-2 доставлен корпус реактора, изготовленный на заводе «Атоммаш» в Волгодонске. Его длина 12 метров, вес 340 тонн. Это самая важная деталь для 2-го энергоблока ВВЭР-ТОИ – «атомное сердце».

   Корпус реактора из Ростовской области в Курскую везли в течение двух с половиной месяцев
Корпус реактора из Ростовской области в Курскую везли в течение двух с половиной месяцев

Транспортировка проходила с помощью водного и наземного транспорта. Полторы тысячи километров по воде, ещё 300 по суше со скоростью не более 25 километров в час. Корпус реактора из Ростовской области в Курскую везли в течение двух с половиной месяцев. Более мощный по сравнению со своими предшественниками и самый безо-пасный в мире реактор по планам будет служить людям даже в ХХII веке, его срок эксплуатации можно продлить на период до 100 лет.

Опережающими темпами

Курская АЭС-2 – первая в истории современной России, строительство которой ведется опережающими планы темпами.

Прибывший на стройплощадку реактор – один из пяти, произведенных в этом году на предприятиях Росатома. Пять реакторов – это рекорд отрасли: с такими темпами оборудование для АЭС не производили даже во времена СССР (тогда было максимум три). Это еще одно доказательство того, что российская атомная отрасль в этом году трансформировалась из штучного производителя в конвейер атомных технологий, «фабрику реакторов», что позволяет занимать России лидирующие позиции в мире по экспорту атомных технологий.

   Александр Увакин: «340-тонный корпус реактора способен выдерживать давление в 250 атмосфер»
Александр Увакин: «340-тонный корпус реактора способен выдерживать давление в 250 атмосфер»

Губернатор Курской области Роман Старовойт 21 ноября приехал в Курчатов, чтобы лично встретить важный груз. Он отметил значимость события и в целом инвестиционного проекта, реализуемого госкорпорацией «Росатом» в регионе.

– Сооружение новых блоков обеспечит рост промышленности. Курская АЭС-2 – ключевой инвестиционный проект региона на десятилетия. Потребность в электрической энергии существенная. Поэтому с уверенностью говорим, что электроэнергия новых реакторов будет востребована на юго-западе страны, – сказал Роман Старовойт.

Срок службы – до 100 лет

Корпус реактора относится к основному оборудованию атомной электростанции длительного цикла изготовления. На этапе эксплуатации в корпусе реактора располагается активная зона, в которой размещается ядерное топливо, а также конструкционные элементы для ядерной реакции и передачи тепловой энергии теплоносителю. Внешне корпус реактора представляет собой вертикальный цилиндрический сосуд с днищем и патрубками.

   Роман Старовойт: «Мы рассчитываем, что это будет самый безопасный реактор на сегодняшний день»
Роман Старовойт: «Мы рассчитываем, что это будет самый безопасный реактор на сегодняшний день»

– Несмотря на то, что модель корпуса реактора второго энергоблока Курской АЭС-2 основана на технологии ВВЭР-1200, у установок есть существенные различия. Во-первых, корпус реактора ВВЭР-ТОИ изготовлен из особо прочного сплава – сталь без примеси никеля, которая не боится коррозии, не меняет свойства под воздействием радиации и при высоких температурах. Технология преду-сматривает четыре сварных шва вместо шести, а в активной зоне сварные соединения исключены – это улучшает эксплуатационные характеристики, поскольку радиационное воздействие минимальное, – рассказал директор Курской АЭС Александр Увакин. – 340-тонный корпус реактора способен выдерживать давление в 250 атмосфер, что выше рабочего в 1,4 раза. Это позволит после 60 лет эксплуатации продлить срок службы реактора еще на 40 лет.

– Мы рассчитываем, и проектом это предусмотрено, что это будет самый безопасный реактор на сегодняшний день, – заявил Роман Старовойт.

Транспортировка корпуса реактора проходила комбинированным способом: с помощью водного и наземного транспорта. От места изготовления – завода «Атоммаш» в Волгодонске – оборудование перевезено на спецпричал Цимлянского водохранилища, далее погружено на баржу и доставлено в Воронежскую область, откуда погружено на автомобильную платформу «Goldhofer», на которой он приехал на Курскую АЭС-2. У платформы 192 колеса!

Корпус реактора сопровождали машины технического обеспечения и ГИБДД. Скорость движения автоколонны не превышала 25 километров в час. Чтобы оторвать этого гиганта от земли, на Курскую АЭС доставлен самый мощный в России башенный кран. В скором времени «сердце атомной станции» будет помещено в бетонный саркофаг.

Монтаж корпуса – ювелирная операция

– Монтаж оборудования запланирован в текущем году – это сложная, можно сказать, ювелирная строительная операция, состоящая из разных этапов. По проекту корпус реактора установят на отметке 11,3 метра на опорном кольце внутри реакторного отделения. Монтаж корпуса реактора второго энергоблока – это одно из ключевых событий сооружения Курской АЭС-2. Оно знаменует активную фазу монтажа всего оборудования первого контура, от него ведется отсчет до начала пусконаладочных работ на АЭС, – прокомментировал вице-президент АО «Атомстройэкспорт», директор проекта по сооружению Курской АЭС-2 Олег Шперле.

   Доставка корпуса реактора второго энергоблока – это одно из ключевых событий сооружения Курской АЭС-2
Доставка корпуса реактора второго энергоблока – это одно из ключевых событий сооружения Курской АЭС-2

Монтажные работы осуществит подрядная организация Курского филиала МСУ №5 АО «Энергоспецмонтаж».

Топливно-энергетический комплекс был и остается одной из важнейших составляющих экономики России, влияющей на развитие других отраслей промышленности. Президент и правительство РФ ставят задачи по его развитию с целью укрепления производственного и технологического потенциала страны, повышения качества жизни граждан России. Росатом и его предприятия принимают активное участие в этой работе.

Вместе с корпусом реактора в шахту опустят и парогенераторы. Они также доставлены на стройплощадку. Это основные компоненты энергоблоков поколения 3+. Им не страшны природные катаклизмы и внешние воздействия. Они безопасны для экологии и очень технологичны.

На стройплощадке Курской АЭС-2 сейчас работают почти 10 тысяч человек. Это самая масштабная стройка в регионе на сегодняшний день. Работы идут по графику. Уже в начале следующего года наступит самая активная фаза: ежесуточно на объекте будет задействовано более 11 тысяч строителей. А в 2025 году первый энергоблок подключат к единой энергосистеме России.

   Курская АЭС-2 – первая в истории современной России, строительство которой ведется опережающими планы темпами
Курская АЭС-2 – первая в истории современной России, строительство которой ведется опережающими планы темпами

Росатом строит АЭС в Турции, Египте, Индии, Венгрии

Сегодня Росатом одновременно ведет строительство новых атомных электростанций не только в России, но и в Турции, Египте, Индии, Бангладеш, Венгрии и других странах. В начале ноября госкорпорация передала заказчику Белорусскую АЭС – первый законченный зарубежный проект АЭС на реакторах ВВЭР-1200, аналогичных тому, которые строят на Курской АЭС.

Сооружение энергоблоков №1 и №2 станции замещения Курская АЭС-2 осуществляется в рамках федерального проекта «Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций» комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года».

Николай ЛАПИН, фото управления информации и общественных связей Курской АЭС, из тг-канала Романа Старовойта

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1519/new/018768/.

Архив статей газеты ~ № 48 (1519) 28 ноября ~ 2023 год.