В 1982 году в Москве открылся специализированный завод детских молочных продуктов, так в СССР началась история детского питания. До этого некоторые особо привилегированные граждане покупали продукцию «Нестле» и других западных компаний в магазинах «Березка», либо покупали за валюту и привозили из-за рубежа. Для всех остальных работали молочные кухни, открытые по всему Союзу еще в 1920-е годы.
С развалом страны и переходом на рыночную экономику все изменилось. История появления брендов детского питания в современной России в нашем материале.
Первое слово
В 2000 году «Вимм-Билль-Данн» подал заявку на регистрацию отечественного бренда молочного детского питания — знаменитой «Агушы». В 2005 году в ассортименте появились соки, пюре, каши. По оценке Euromonitor International, в 2021 году бренд «Агуша» занял второе место в сегменте российского рынка детского питания. Лидером является «Фрутоняня». К слову, последний регистрировался примерно в то же время, что и «Агуша».
В 2011 году «Вимм-Билль-Данн» был поглощен PepsiCo. Соответственно, все права на торговые марки фирмы перешли американскому дочернему предприятию. Сейчас у него множество торговых марок, а продукция экспортируется в Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и другие страны ближнего зарубежья.
Международная кооперация
В 1988 году Швеция, Бразилия и СССР подписали соглашение о создании предприятия, специализирующегося на изготовлении плодоовощной продукции. Через год началось строительство завода в Липецке. Уже в сентябре 1990 года открылось международное предприятие «Прогресс».
Компания выпустила свою первую продукцию: яблочный концентрированный сок в пакетах Tetra Pak. Спустя 10 лет появилась новая марка товара «Фрутоняня». В этой линейке продукции были нектары и соки для детей, а также пюре. Сейчас компания производит также печенье, морсы, молочные коктейли и многое другое. В активе у фирмы сотни товарных знаков, а по популярности она занимает первое место среди потребителей.
Имя внука
В 1990-х годах правительством была разработана специальная программа «Дети России». Одним из ее главных направлений было производство детского питания, в частности молочной продукции. Производство шло на трех заводах — в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. В северной столице бренд получил название «Тёма», в честь внука директора завода. Первая упаковка была голубого цвета, на ней изобразили белого медвежонка. Когда было принято решение выйти на московский рынок, в дизайне упаковки произошли изменения.
Маркетологи посчитали, что для столичных жителей прежнее оформление будет скучным и устаревшим. Тогда на смену медвежонку пришла игрушка в цветном шарфе. В 2014 году на упаковке появилось изображение малыша в синей шапке, интересно, что на фотографии была девочка, а не мальчик. К слову, «Тёма» и все другие бренды принадлежат французской Danone.
Споры
В 2017 году коллегия Роспатента не признала товарный знак «Агуша» общеизвестным. Патентное ведомство указало, что из материалов, которые представил истец, невозможно проследить интенсивность и длительность использования товарного знака в отношении конкретных товаров.
А в 2019 году Роспатент отказал в регистрации бренда детского питания «Локо Моко», он сослался на существование такого гавайского блюда. В ведомстве решили, что товарный знак может ввести потребителей в заблуждение.
Полезные ссылки:
→ Зачем нужен товарный знак?
→ Бесплатный поиск по базам Роспатента
→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ
→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС
→ Зарегистрироваться в сервисе
(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей