Найти тему

Алексей Иванов от «Сердца Пармы» до «Общаги» и «Географа», как будто это два разных писателя.

Я продолжаю размышления о творчестве самобытного уральского писателя, которому неплохо удались произведения на исторические темы, но у автора есть и другие темы, затрагивающие современные проблемы. Попробую об этом порассуждать.

О романе «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» я писала небольшой отзыв в предыдущей статье. https://dzen.ru/id/626646caa3226a7e6d148027

Сегодня речь пойдёт о его романе: «ОБЩАГА- НА- КРОВИ». Это книга, не отпустившая меня до конца прочтения.

Спешу передать свои мысли, т.к. совсем недавно перевернула его последние страницы и боюсь, что позже не смогу так выразить эмоции, которые просто бьют сейчас ключом. Очень отличается А. Иванов в «Летоисчислении от Иоанна» и «Сердце Пармы» от «Общаги» и «Географа», как будто это два разных писателя. Но это скорее говорит о разносторонности автора, о том, что ему под силу писать и на современные темы. И здесь есть чем заинтересовать и даже заинтриговать читателя.

-2

Да, « Общага» шокирует, но может быть, на то и был расчёт автора? Кто не жил в общаге, тот не знает по-настоящему студенческой жизни. Я жила, и во многом согласна с автором в описании жизни и быта студентов. Не было только видимых кровавых трагедий, но были нешуточные страсти

-3

Вспомните, дорогие мои современники, своих кумиров – старшекурсников, которых обожали, которым старались подражать, сбрасывая с себя провинциальные привычки, забывая наказы родителей! Конечно, большинство студентов, прежде всего, прилежно учились, а не увлекались повальным пьянством и развратом. Но, может быть, это был другой вуз, не педагогический, как у меня. Книга как раз хорошо повествует о студенческом сообществе, где уживаются и одни и другие. Например, трёхлитровая банка вишнёвого варенья, как художественная деталь, очень символична. Я это хорошо помню, она съедалась за один вечер, и однажды её запоздалой хозяйке ничего не осталось. Но достаточно прелюдий, теперь подойдём ближе к этой современной прозе Алексея Иванова.

Главный герой – студент - первокурсник по прозвищу ОТЛИЧНИК, стремящийся жить честно и правильно. Он проживает в общаге вместе с друзьями Игорем и Иваном. Эти друзья, между пьянками, дают ему уроки жизни, рассуждают о несправедливом устройстве Вселенной и о Боге. Первый - Ванька, беспробудный пьяница, балагур, душа компании, и в то же время непризнанный поэт, считающий, что ему всё позволено.

Второй – ИГОРЬ, умник и бабник. И две красавицы – старшекурсницы ЛЕЛЯ И НЕЛЯ, свободные до распущенности особы, готовые переспать с любым для достижения своих целей. Есть в книге ещё один фон, олицетворяющий власть и зло. Это Ольга Ботова – комендант, её полууголовный муж Ренат и Гапонов, заправляющий студсоветом. Они находят подходящий случай для выселения из общаги всей компании, но не чтобы пресечь зло, а в личных грязных целях.

-4

В отзывах о книге мысли читателей разделяются – верный признак хорошего произведения. Например, они не однозначны в отношении Отличника. На мой взгляд, именно этот образ идеален своей правдивостью. Он, сидя на крыше общаги, мечтает о любви и размышляет о своем даре, предназначении, думает что он «уродлив, ущербен», т. к. у него нет любви; и смерть была бы самым правильным ответом на все вопросы. « Однако синяя надежда Тенерифы говорила Отличнику, что тем мудрее будет ответ, чем больше накопится вопросов». Автор правдив и в описании девочки – самоубийцы, прыгнувшей с 9 этажа. В её смерти нет ничего романтичного и привлекательного. И это хорошо озвучено в репликах очевидцев. Её запомнили только безобразно лежащей на асфальте.

Эта книга – вызов, и автор это делает специально. Все герои доступными им способами стараются удержаться в общаге, без неё для них жизнь теряет смысл. Весь мир – общага, мир из которого невозможно вырваться. Единственный раз, когда Отличник выходит из неё, случается беда. Думается, что это не очень реалистично у автора. Оправданием этому может быть юношеский максимализм писателя. Роман был написан Ивановым в 22 года и во многом автобиографичен.

Говоря о героях романа, не могу не упомянуть ещё один образ. Это первокурсница Серафима. Её чистота и простота подарили Отличнику надежду не только на любовь, но и на саму жизнь. « ему опять захотелось выпрыгнуть из окна, но сейчас он знал, что не разбился бы, а полетел… И он понимал, что пришло то, чего он так долго ждал».

Финал же этой едва начавшейся любви – поразит вас своей ужасающей силой.

Действительно, в 90-х реально общежития были точно такими же. Сейчас, мне кажется, дела обстоят лучше. Правдивость произволения присутствует, ведь все случаи реально могут произойти. Печально это осознавать.

Особенно оценила юмор, хотя произведение совсем невеселое. Реалистичность - еще один плюс. Тут и носки грязные, гречка с сосисками на обед, кто-то деньги жмотит и не скидывается.

Я очень привыкла к героям, не хотелось расставаться с книгой. Очень быстро ее закончила - это показатель моей увлеченности.

Книга предназначена скорее для молодёжной аудитории и понравится тем, кому интересно почитать о проблемах взаимоотношений юношей и девушек.

Однозначно не рекомендую читать юным, неискушённым читателям с тонкой и ранимой психикой. Они могут не понять замысел писателя, увлекшись развитием действия и пропустив самое важное в описаниях и диалогах.

Но если соберётесь читать эту книгу, желаю прочитать её до конца. «Все мы были когда-то юными. Все мы жили больно» - писал автор.

Эта книга о любви, о дружбе, о поиске смысла жизни, о сложных человеческих чувствах, когда чистая светлая душа встречается с «грязью» и жестоким цинизмом.

« Разве не стыдно жить, когда не знаешь, зачем ты живёшь, кто дал тебе эту жизнь?» - говорит в романе одна из героинь. И ещё несколько цитат из книги будут уместными:

«Разве можно было в этом запутанном, сложном, раздираемом на куски мире сохранить простоту и ясность души?

Всё кажется, что ещё много душевных ран вытерпишь, а вдруг оглянешься и видишь, что на душе-то уже места живого нет.

Общага – как женщина: за ложь мстит, а правды не переносит.

Вот пишу об этих, казалось бы, простых, но вечных истинах, и создаётся впечатление, что заканчиваю хорошо удавшийся урок литературы, когда ребята сидят молча ещё минуту после звонка. Думают. Наверное, это и есть влияние классики?

Кто читал роман «ОБЩАГА-на- КРОВИ», отзовитесь, пожалуйста. Наша современная проза от таких произведений крепчает или мельчает?