Концерт-спектакль на основе биографии
и стихов Даниила Хармса
Ансамбль «Маркеловы голоса» сегодня нам поведает что-то о Хармсе. Что же такое они расскажут, что мы не знали?
Заходим в зал, на сцене - столы, скамейки… как будто попали в коммунальную квартиру.
Ленинград, 30-е годы прошлого столетия.
Вы уже поняли- мы в филармонии, в камерном зале, но ведь пришли не на концерт, я думаю…
«В это время ветер дунул,
И я забыл, о чём я думал».
Даниил Хармс (ЮВАЧЕВ) родился 30 декабря 1905 года в Петербурге.
Родители не одобряли его любовь к авангардной литературе, на что он ответил им эпиграммой:
«Мои стихи тебе, папаша,
Напоминают просто кашель.
Твой стих не спорю много выше
Но для меня он шишел вышел».
В это время актеры ведут свой рассказ, весь зал слушает, замерев, никто не достал телефон, никому в голову не приходит фотографировать, записывать видео. Абсолютная тишина.
Осенью 1927 года группа поэтов вместе с Даниилом Хармсом присоединилась к «Объединению реального искусства» (ОБЭРИУ). Туда вошли также драматурги, театральные режиссеры и художники. К объединению присоединились Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев. В ОБЭРИУ входили и философы, в том числе Яков Друскин. Именно он спас и сохранил архив объединения: стихи Хармса, Олейникова и Введенского — во время Великой Отечественной войны.
Цензоры не пропускали произведения в печать. Тогда Самуил Маршак пригласил их в Ассоциацию писателей детской литературы. Для многих это был единственный шанс опубликовать свои произведения и стать популярным: издания ассоциации выходили большим тиражом. Возможность - не голодать.
Даниил Хармс стал писать стихи и рассказы для детей, публиковаться в журналах. Именно тогда появились — «Кошки», «Озорная пробка», переводы сказок братьев Гримм.
10 декабря 1931 года Даниила Хармса и Александра Введенского арестовали. Их и других, бывших обэриутов, объявили «членами антисоветской группы писателей», которые вели контрреволюционную деятельность.
В мае 1932 года Хармса приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ в концлагерях. Однако его отец, у которого была репутация революционера-народовольца, участника покушения на царя, добился смягчения приговора.
"Уже бледнеет и светает
Над Петропавловской иглой,
И снизу в окна шум влетает,
Шуршанье дворника метлой.
Люблю домой, мечтаний полным
и сонным телом чуя хлад,
спешить по улицам безмолвным
еще сквозь мертвый Ленинград."
С середины 1930-х Хармс писал преимущественно прозу. Он снова жил бедно: даже в детских журналах поэта публиковали неохотно. ОБЭРИУ распалось.
Все это время на сцене как бы два Хармса - Белый и Черный (Алексей Казаков и Олег Майборода, актеры НГА театра «Красный факел»). Это они доносят до нас историю жизни, используя в первую очередь дневники поэта. Рассказывают о его личности в контексте той исторической эпохи, исследуют психологию его «чудачества» и «баловства», природу его столь необычного юмора. А ансамбль «Маркеловы голоса» строгими мелодиями и ритмами (ох, Какими ритмами) раскочегаривают механическое безумство Харм-с-с-сов. Гениальная идея положить его стихи на музыку. И на какую музыку! Браво. Браво. Браво.
В марте 1937 года в журнале «Чиж» публикуется стихотворение «Из дома вышел человек…». Советские критики решили, что в нем Хармс пишет о массовых репрессиях:
«Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
<…>
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез».
Поэта вновь перестали печатать. В дневнике он писал: «Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, что там происходит что-то тайное, злое». В ноябре того же года бывшего обэриута Николая Олейникова арестовали и расстреляли. После этого начались массовые проверки сотрудников Детгиза, среди которых был и Хармс. Руководителя редакции Самуила Маршака вызвали на собрание Союза писателей и призвали отречься от антисоветчиков и врагов народа. Маршак срочно уехал из Ленинграда в Москву. В марте 1938 года арестовали Заболоцкого.
23 августа 1941 года Даниила Хармса арестовали и обвинили в антивоенной агитации, распространении пораженческих настроений. Поэт умер во время блокады Ленинграда, в «Крестах». 2 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле на Пискарёвском кладбище.
Артисты заставили нас всех задуматься о человеке-явлении. О жизни и смерти парадоксального писателя, создавшего свой собственный мир, в котором он любил, ненавидел, страдал и был счастлив! Он не разгадан до сих пор. Да и как можно разгадать, когда Харм-ссс постоянно раздваивается, как это показали актеры путем Белого и Черного Хармса.
И вновь вступает Труба, от звуков которой мурашки….
«Музыканты забренчали,
Люди в зале замолчали.
Посмотри на Арлекина-
Кольку!
Вот он с Ниной-Коломбиной
Пляшет польку.
«Динь-динь-дили-дон»,
Вот кот Спиридон».
Спектакль окончен, зрители не спешат в гардероб, потихоньку переговариваются, обсуждают увиденное, такие темы, как художник и творчество, художник и власть. А что сейчас?
Вот пред вами вся орава.
Браво! браво! браво! браво!
(В подготовке использован материал с сайтов Новосибирской филармонии и Культура.РФ)